Фотоработы
Сайты и логотипы
Читательский архив
- В помощь фотохудожнику 1 2 3
- Юмор, ирония, лирика 1 2 3
- Литературный архив 1 2 3
- Книги
- Заметки о кино 1 2 3
- Ненавязчивый ликбез 1 2 3
- Это интересно 1 2 3
- Повестка дня 1 2 3
- Коллекция раритетов 1 2 3
Copyright © Андрей Богатырёв
Когда впервые обнаруживаешь ЭТО в довольно зрелом возрасте, возникает
естественное чувство обиды на школьный курс истории. Он не то чтобы
врал, но забыл сообщить одну важную вещь, самую важную, ради чего,
собственно, и надо было изучать историю. История - это не только наука о
том, что было. История, оказывается, не дискретна, а непрерывна, и
знание прошлого - это и знание того, что есть сегодня. Этого нам никто
не сказал.
В Сан Хозе есть египетский музей. С мумиями и стеллами, печатями и амулетами, кувшинами и статуями богов. Музей этот принадлежит не обществу каких-либо учёных, а... ордену Розенкрейцеров. Чья эмблема -
крест с розой на пересечении перекладин. И при музее, состоящем из
нескольких стилизованных зданий, имеются исследовательская библиотека,
учебный центр розенкрейцеров, и подземелье, стилизованное под египетскую
гробницу. Некоторые из зданий размечены масонскими знаками. Вы думали,
масоны и Кабала - это Италия и роман века "война и мiр"? Нет, это здесь
и сейчас, воочию и под самым носом.
Пока я бродил по розовому саду, окружающему музей, и пялился на
масонские знаки, невольно вспомнил Умберто Эко. Вот оно - но уже не на
страницах романа, а перед глазами.
Преемственность истории принимает странные формы, и когда читаешь
исторический роман о средневековье, в общем-то не предполагаешь увидеть
антураж в нынешнем окружении. Но вот он.
В Египетском музее меня поразили две вещи. Во-первых, ассирийские
(вавилонские) глиняные таблички. Я всегда считал, что это что-то
квадратное и похожее на черепицу. Ан нет - это такие выпуклые подушечки
с закруглёнными краями, которые и впрямь обжигали в печи, и похожи они
на пряники.
Да, на Тульские пряники, хотя и поменьше размером.
Представьте себе библиотеку таких табличек - большой ящик с пряниками.
Буквы на них - вытянутые треугольники клинописной вырубки. Если
посмотреть на нынешние иероглифы Китая и Японии, то тушеписные
остроконечные мазки кистью весьма похожи на эти вырубки ассирийцев.
Случайно ли сходство?
Вторая вещь - это фотография Нила. Никогда прежде я не понимал, как
живёт народ Египта. И только сейчас понял. Река. На сто метров от реки
расходятся зелёные заросли. Резко обрываются, и дальше - бесконечный
песок пустыни. Узкая полоска жизни. Когда Нил разливается, ил его
заполняет неширокую пойму. На этом иле и живёт растительность, и если
разлива реки не случилось, то полоска жизни убывает. Вне этой узкой
ленточки - мёртво, как на Марсе.
Ещё пара откровений. Один из залов музея - выставка редких книг, включая
алхимические. По одной из книг - табличка, рассказ о том, что Пифагор
путешествовал в Индию, куда-то там ещё, и кстати был неплохим кулачным
бойцом. Что мы знаем о нём, кроме теоремы его имени, запрета есть
бобовые, да пифагорейской "музыки небесных сфер"? А человек жил, бродил
по свету, и в этом был его интерес к жизни, а вовсе не во все стороны
равных пифагоровых штанах.
Странным образом, именно религия оказывается тем мостиком, который
соединяет бесчисленную цепь поколений. Все бродят по миру, изучают чужие
веры и знания, и на их базе слагают свои верования. Я, наконец, понял,
какова позитивная роль Православной церкви на Руси - она сохраняет
историческую традицию, даже если смысл этой традиции мутен и неясен. Но
зато - цепь времён.
И удивляться ли преемственности истории, когда даже твою кошку породы
чернокошка зовут Бася? Ну то есть Баська. Бастет, Баст. Как египетскую
богиню-кошку, правительницу солнечного тепла.
Преемственность есть и в богах. Так, бог Сет убил своего брата Осириса
(Каин и Авель), а жена Осириса - Исида - воскресила его. После чего
Осирис стал полу-жив, полу-мёртв и был назначен править царством
мёртвых. Богини-женщины, кстати, не могут быть развоплощены из тела, в
отличие от богов-мужчин. Так вот, Исида - богиня-Мать, известна была у
множества народов - как Иштар, Астарта, Деметра...
Но я лукавлю, начав преемственность именно с религии. Начинать надо было
с биологии. Нынче учёные считают, что все народы мира произошли из
Африки, из одного племени не более 20 тысяч человек, а после волнами
расселились по всему свету. Биология у нас всех более-менее общая,
несмотря на некоторые расовые отличия.
Непонятнее дело обстоит с языком. Если все мы - из одного корня, то
почему так различны языки? Если внутри языковой семьи можно найти
сходство, то откуда взялось разительное отличие между семьями? Японский
язык, к примеру, вообще ни на что не похож и ничей не родственник.
Возникает дурное подозрение, что однажды люди, говорившие на едином
праязыке, собрались вместе, искусственно разработали несколько непохожих
языков и стали говорить на них. Добровольно-принудительно. Как в мифе о
смешении языков в Вавилинском столпотворении. Всё это напоминает
орнитологический эксперимент с кольцеванием, когда все люди помечены
языком, а дальше исследователь смотрит, как помеченная группа и её
потомство расселяется по свету.
От лингвистики, естественно, перескочим к науке. Технология и
инструменты - тоже наследуются от поколения к поколения, образуя
окружающую нас техногенную среду, которой человек пытается отделаться от
влияния эволюции. Не сам приспосабливайся к среде, а среду
приспосабливай под себя. Долой естественный отбор! Два века назад у
человечества не было электричества. Нынче без него жизнь немыслима.
Новорождённые дети рассматривают существование света на потолке как
нечто данное, но это - подарок им от прежних поколений учёных и
инженеров, превративших собственное любопытство в часть привычной жизни
огромной части человечества.
Май 2004 года.
Компания Yuntong Glass представляет печи закалки стекла различной толщины. |