Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Египетский музей

Copyright © Андрей Богатырёв

Когда впервые обнаруживаешь ЭТО в довольно зрелом возрасте, возникает естественное чувство обиды на школьный курс истории. Он не то чтобы врал, но забыл сообщить одну важную вещь, самую важную, ради чего, собственно, и надо было изучать историю. История - это не только наука о том, что было. История, оказывается, не дискретна, а непрерывна, и знание прошлого - это и знание того, что есть сегодня. Этого нам никто не сказал.

В Сан Хозе есть египетский музей. С мумиями и стеллами, печатями и амулетами, кувшинами и статуями богов. Музей этот принадлежит не обществу каких-либо учёных, а... ордену Розенкрейцеров. Чья эмблема - крест с розой на пересечении перекладин. И при музее, состоящем из нескольких стилизованных зданий, имеются исследовательская библиотека, учебный центр розенкрейцеров, и подземелье, стилизованное под египетскую гробницу. Некоторые из зданий размечены масонскими знаками. Вы думали, масоны и Кабала - это Италия и роман века "война и мiр"? Нет, это здесь и сейчас, воочию и под самым носом.

Пока я бродил по розовому саду, окружающему музей, и пялился на масонские знаки, невольно вспомнил Умберто Эко. Вот оно - но уже не на страницах романа, а перед глазами.

Преемственность истории принимает странные формы, и когда читаешь исторический роман о средневековье, в общем-то не предполагаешь увидеть антураж в нынешнем окружении. Но вот он.

В Египетском музее меня поразили две вещи. Во-первых, ассирийские (вавилонские) глиняные таблички. Я всегда считал, что это что-то квадратное и похожее на черепицу. Ан нет - это такие выпуклые подушечки с закруглёнными краями, которые и впрямь обжигали в печи, и похожи они на пряники.

Да, на Тульские пряники, хотя и поменьше размером. Представьте себе библиотеку таких табличек - большой ящик с пряниками. Буквы на них - вытянутые треугольники клинописной вырубки. Если посмотреть на нынешние иероглифы Китая и Японии, то тушеписные остроконечные мазки кистью весьма похожи на эти вырубки ассирийцев. Случайно ли сходство?

Вторая вещь - это фотография Нила. Никогда прежде я не понимал, как живёт народ Египта. И только сейчас понял. Река. На сто метров от реки расходятся зелёные заросли. Резко обрываются, и дальше - бесконечный песок пустыни. Узкая полоска жизни. Когда Нил разливается, ил его заполняет неширокую пойму. На этом иле и живёт растительность, и если разлива реки не случилось, то полоска жизни убывает. Вне этой узкой ленточки - мёртво, как на Марсе.

Ещё пара откровений. Один из залов музея - выставка редких книг, включая алхимические. По одной из книг - табличка, рассказ о том, что Пифагор путешествовал в Индию, куда-то там ещё, и кстати был неплохим кулачным бойцом. Что мы знаем о нём, кроме теоремы его имени, запрета есть бобовые, да пифагорейской "музыки небесных сфер"? А человек жил, бродил по свету, и в этом был его интерес к жизни, а вовсе не во все стороны равных пифагоровых штанах.

Странным образом, именно религия оказывается тем мостиком, который соединяет бесчисленную цепь поколений. Все бродят по миру, изучают чужие веры и знания, и на их базе слагают свои верования. Я, наконец, понял, какова позитивная роль Православной церкви на Руси - она сохраняет историческую традицию, даже если смысл этой традиции мутен и неясен. Но зато - цепь времён.

И удивляться ли преемственности истории, когда даже твою кошку породы чернокошка зовут Бася? Ну то есть Баська. Бастет, Баст. Как египетскую богиню-кошку, правительницу солнечного тепла.

Преемственность есть и в богах. Так, бог Сет убил своего брата Осириса (Каин и Авель), а жена Осириса - Исида - воскресила его. После чего Осирис стал полу-жив, полу-мёртв и был назначен править царством мёртвых. Богини-женщины, кстати, не могут быть развоплощены из тела, в отличие от богов-мужчин. Так вот, Исида - богиня-Мать, известна была у множества народов - как Иштар, Астарта, Деметра...

Но я лукавлю, начав преемственность именно с религии. Начинать надо было с биологии. Нынче учёные считают, что все народы мира произошли из Африки, из одного племени не более 20 тысяч человек, а после волнами расселились по всему свету. Биология у нас всех более-менее общая, несмотря на некоторые расовые отличия.

Непонятнее дело обстоит с языком. Если все мы - из одного корня, то почему так различны языки? Если внутри языковой семьи можно найти сходство, то откуда взялось разительное отличие между семьями? Японский язык, к примеру, вообще ни на что не похож и ничей не родственник. Возникает дурное подозрение, что однажды люди, говорившие на едином праязыке, собрались вместе, искусственно разработали несколько непохожих языков и стали говорить на них. Добровольно-принудительно. Как в мифе о смешении языков в Вавилинском столпотворении. Всё это напоминает орнитологический эксперимент с кольцеванием, когда все люди помечены языком, а дальше исследователь смотрит, как помеченная группа и её потомство расселяется по свету.

От лингвистики, естественно, перескочим к науке. Технология и инструменты - тоже наследуются от поколения к поколения, образуя окружающую нас техногенную среду, которой человек пытается отделаться от влияния эволюции. Не сам приспосабливайся к среде, а среду приспосабливай под себя. Долой естественный отбор! Два века назад у человечества не было электричества. Нынче без него жизнь немыслима. Новорождённые дети рассматривают существование света на потолке как нечто данное, но это - подарок им от прежних поколений учёных и инженеров, превративших собственное любопытство в часть привычной жизни огромной части человечества.

Май 2004 года.


Компания Yuntong Glass представляет печи закалки стекла различной толщины.