Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Вертикальные полоски для котят

Copyright © Кристина Абрамовская

Как воспитание влияет на восприятие мира?...

В своем неуемном стремлении постичь истину ученые доходят порой до поистине абсурдных экспериментов. Не знаю, какому светлому уму пришло в голову проверить, что будет, если котенку с рождения показывать только вертикальные линии!

Неожиданно? Конечно, можно сказать себе, что чего только ученные не придумают, – не зря же есть так называемая шнобелевская премия, которую дают за самые дурацкие эксперименты. Можно посмеяться или возмутиться странным использованием денег налогоплательщиков.

А между тем, экспериментальные котята, которые с рождения жили исключительно в своеобразном «вертикальном» мире, потом в упор не видели горизонтальных препятствий и натыкались на них. Как так могло получиться? Да вот так – они их просто не замечали! Картина мира котят не предполагала наличия горизонтальных полосок, они не подозревали о их существовании и теперь вообще не принимали во внимание, несмотря на то, что они появились, что они есть!

Не понимаете, какое отношение те котята имеют к миру людей? Приведу другой парадоксальный пример. Представьте себе затерянное первобытное племя, неожиданно обнаруженное в джунглях в шестидесятые годы прошлого века. Над местом проживания этого племени ними происходило оживленное авиасообщение. Но жители этого не замечали, не придавали значения! Для них самолеты просто не существовали – их предки не передали им данных о том, что это такое. Ведь самолеты появились недавно, а племя существовало на протяжении столетий, и знания о мире, передаваемые из поколения в поколение, были посвящены навыкам охоты на животных, вредным или полезным свойствам растений, поклонению миру духов… но не включали в себя наличие больших железных птиц.

Все вышеприведенное – это примеры того, как сформированные с детства привычки влияют на нашу жизнь, которая как зебра, только полоски в ней не просто черные и белые, а и, в зависимости от ракурса, еще и вертикальные и горизонтальные.

И теперь я обращаюсь к родителям: вырастить счастливого человека – ваша зона ответственности. Потому что если человек с детства окружен любовью и счастьем, то и во взрослом возрасте он не понимает, как может быть иначе. Если человек не привык к тому, что можно быть несчастливым, то он… просто не будет понимать, что же это – несчастье.

Ему не объяснишь на пальцах, как это можно быть несчастливым – если не хватает денег или каких-то материальных благ, или если тебя не любит определенный человек. Не объяснишь, что какие-то вещи снаружи – типа телефона, машины или драгоценностей – могут сделать тебя счастливым изнутри. Материальные блага не станут для него мерилом счастья, в его картине мира такого просто не существует! Он не будет искать забытья в алкоголе, никотине, наркотиках, шопинге, переедании, нездоровых отношениях с неподходящими людьми – все, что нужно для счастья, у него уже есть внутри.

Разумеется, счастливый человек, выращенный в любви и поэтому не замечающий всего плохого, – это позитивный пример. Но, к сожалению, жизнь кишит именно несчастными, недолюбленными людьми, которые всю жизнь ищут счастья, не видя его прямо перед носом.

Как недавно очень четко определил один известный психотерапевт – «Психотерапия исправляет ошибки воспитания». И это самое печальное – пока родители не будут ответственно относиться к воспитанию детей, у психотерапевтов, психоаналитиков, психиатров и всяких прочих специалистов по душе не будет отбоя от работы, а из желающих стать счастливее будет стоять длинная очередь.

Конечно, хорошо, что есть такие врачи – но ведь болезнь всегда полезнее и проще предупредить, чем потом залечивать зияющие душевные дыры.