Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Голубая тошнота

Copyright © Дмитрий Десятерик, 1999

«««    1    2   

Главная наука будущего - генная инженерия. В строго засекреченных лабораториях клонируют писателей. Новые Набоковы, Ахматовы, Пастернаки пишут совершенно безумные, но привычные для этих авторов по стилю произведения. Цель - вовсе не возрождении великой русской словесности. Дело в том, что каждый клон-писатель откладывает попутно в своих тканях таинственное голубое сало.

Это - совершенно фантастический по своим свойствам продукт. Его энтропия равна нулю, попросту говоря - голубое сало вечно. И едва лишь начинаешь входить во вкус этой неоновой антиутопии, как Сорокин привычным для него приемом сламывает действие и бросается в омут совершенно иной действительности. Положение при этом не выправляется - в "выправленном" мире Хрущев - любовник Сталина, зал Большого театра помещен в канализационном коллекторе, где зрители сидят в водолазных костюмах, и далее в том же духе точно просчитанных галлюцинаций. Монстры и диктаторы, любовь гетеро- и гомосексуальная, обвал странных ритуалов, красок, пиршеств, мировых катаклизмов, шикарных интерьеров. При этом "Голубое сало" наполнено вызывающе плотским жизнелюбием - здесь наслаждение возведено в базовый принцип. Для пуриста Сорокина, обычно приканчивающего своих героев в стерильно абсурдных ситуациях, это несомненное новшетсво. Из его текстов почти исчезло го♥но, зато стало много еды. "Голубое сало" - воистину, роман-обжираловка. Одни названия блюд чего стоят. Филе нутрии с молодым бамбуком, землеройка с маком, ржаные гренки с козлиным мозгом, березовая пульпа с мамалыгой, оленина в вороньем соку, простаты юношей, запеченные под тертым сыром, корни зубов мудрости престарелых пролетариев, маренго из болонок, горный хрусталь со взбитой бычьей слюной.
Слюнки текут, не правда ли?

При таком сочном отношении к происходящему неизбежно возникает стремление найти более надежный, чем кровопролитный бред, убежище. Для всех дикостей, творимых на страницах "Голубого сала" находятся обоснования, чего раньше категорически не было. Похоже, что новой резервацией для Сорокина становится мистицизм и вывернутая наизнанку идеология. А отсюда и до борьбы за нравственность читателя недалеко. Постмодернюга, ударившийся в проповедники - это уже само по себе хороший сюжет. Но главным рецептом коктейля по-сорокински остается гной плюс тошнота плюс конец света (именно в сцене смешивания коктейлей действие романа начинает сходить с ума). За всеми усовершенствованиями проглядывает старая истина: Сорокина по-прежнему тошнит от света белого, а еще более от всех его литературных вариантов. Недаром по ходу действия прямо или косвенно выведены все основные идолы русского Парнаса - от Ахматовой и Мандельштама до Евтушенко и Бродского - в весьма непривлекательных, мягко говоря, видах.

Издевательски обозначив художественное бессмертие как "голубое сало", превратив школьную хрестоматию в гадкий бестиарий, Сорокин уже в который раз установил дистанцию между собой и столь нелюбимым им родом искусства.
Странно только, что именно на этой дистанции он и стремится выиграть.
Бедный разочарованный странник...

«««    1    2