Зеркало Горгоны. Восьмому марта посвящается.
Copyright © Дмитрий Десятерик, 2000
«««
1
2
3
»»»
Есть некоторая сюжетная близость, если здесь вообще можно говорить о сюжете.
Оба произведения построены вокруг отношений разнополой пары. И в
кинокартине, и в повести молодые герой и героиня напряженно
взаимодействуют друг с другом, провоцируя все новые и новые ситуации, в
которых смешаны все мыслимые чувства - от отвращения до страсти, - не
стесняясь в выборе средств, попадая в совершенно ненормальные положения и
втягивая в них окружающих. Дальнейшие параллели, пожалуй, неуместны.
Потому что если "История глаза" - непрекращающаяся, все более дикая
порнографическая оргия, то "Пес" - это, скорее, оргия визуальных высказываний
- столь же жутких, неконтролируемых и насыщенных насилием. Разбором
моральности или художественности этих приемов заниматься не будем. Нет
также задачи попытаться проанализировать, "что бы это значило". Речь пойдет о
совпадениях и отражениях.
И Батай, и Бунюэль - в первую очередь великие и неконтролируемые
художники - то есть такие же люди, как и все, только наделенные особой
чувствительностью, особым зрением. Их зрачки были повернуты к предметам
фантастическим, доселе никем не изведанным. Они ощущали то, что каждый
прячет от других, а в первую очередь от себя, ловили тех демонов, что всегда
остаются за кадром, за краем - в том числе за краем времени, любой эпохи, вне
границ прошлого, настоящего и будущего. Некоторые их находки явно имеют
силу вневременного видения. Оба шаловливых француза умели подсматривать
картины из той жизни, которая расположена в настолько далеком минувшем или
грядущем, что даже не имеет значение число лет - в таких точках уместнее
говорить о вечности. Образы-совпадения, о которых идет речь - именно из
таких, вечных картинок.
В "Псе" велосипедист, словно обезумевший трансвестит, несет поверх
костюма явные элементы женского наряда, будучи со спины похожим на
несовершеннолетнюю девицу и конце концов оказывается на земле, как и сбитая
велосипедистка у Батая. И там, и там речь идет о глазе молодой девушки: у
Бунюэля - безымянной героини фильма, у Батая - несчастной Марсель, которую
герой повести и его подруга Симона втягивают в свои распутные игрища.
Упавший велосипедист - это, вне сомнений, комический гэг, приемчик из
арсенала шутов и комедиантов. Бритва в глазу - дичайшее насилие, притом в
обоих произведениях немотивированное.
На первый взгляд - ничего общего. Однако: и в том, и в другом случае это -
четкий, недвусмысленный вызов - в одном случае смешной и жестокий, в
другом - жестокий и беспричинный. Это вызов, который бросают оба
художника. И принимают его - женщины, женское тело. Смех и насилие
смешиваются именно на женском, а не мужском теле. И Батай, и Бунюэль
сознательно отстраняются от своих произведений, придавая своим авторским
физиономиям невинное выражение, мол, они здесь как бы и ни при чем. Однако
это лишь затем, чтобы накрепко связать женственность со страданием; с
проклятием, с постоянно повторяющимся кромсанием. Пляски на лезвии между
оргазмом и гибелью. Женская плоть, женское тело становится и средством для
удара по мозгам публики обоих полов, и одновременно - принимает этот
ужасающий удар на себя. Так оба художника сшивают из собственных фантазий
зеркало плоти - принимающее на себя луч иррационального насилия, чтобы тут
же отразить его и послать в мир.
Так можно было бы представить себе зеркало Горгоны Медузы. Ведь надо же
было этой даме каждое утро приводить себя в порядок, предаваться, так сказать,
туалету. Трудно себе представить, что это могло бы быть за зеркало, - и как
могла выжить Медуза, встречаясь взглядом сама с собой. Вероятно, одной из ее
жертв был поэт.
«««
1
2
3
»»»
Все новости Украины и России на сайте Chitay.net: из мира политики и экономики, шоу-бизнеса и высоких технологий; самые последние события, происшествия и скандалы; юмор, мода и путешествия - всё, что волнует современного человека. Узнавай всё новое самым первым! Держи руку на пульсе бытия с ЧИТАЙ.net!
|