Великие явления ХХ века
Copyright © Дмитрий Десятерик, 2000
«««
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
»»»
Ведь именно Гротовский сделал совершенно неслыханное. Он, взяв на вооружение
наиболее мощные духовные практики Востока, реально воплотил их в своей режиссерской
деятельности. Его актеры на сцене делали такое, что ни одна сцена ни до, ни после этого
просто не видела. Тела исполнителей в спектаклях Гротовского могли видоизменяться
самым причудливым образом; актеры исполняли роли на таком уровне эмоций, от которого зрители попросту забывали аплодировать после спектаклей и по несколько дней приходили в себя. Я не преувеличиваю. Этот странный маг-театрал из Польши, кажется, единственным
изо всех коллег по цеху сумел докопаться, прорваться сквозь все пласты культурного
чернозема к кипящей лаве ритуала - причем в первичном смысле этого слова, когда
абсолютно запредельные обряды по-настоящему приводят на землю и в тела людей
незримых и сильных богов. Даже просмотр видеозаписей его спектаклей производит
впечатление просто-таки чрезвычайное. К сожалению, эти записи архив Гротовского
распространяет крайне неохотно и только для специализированных театральных заведений.
Наиболее известные спектакли Гротовского 1960-х-начала 1970-х годов - такие, как
"Стойкий принц", "Апокалипсис", "Фауст", "Акрополис" укладывали крупнейшие театральные
площадки Европы и США. Однако Гротовский дерзнул пойти дальше; его "паратеатральные"
опыты превратили в площадку игры уже весь мир - в этих странных путешествиях, длящихся
по много дней среди самых неожиданных и фантастических пейзажей, менялись не только
участники - но и самое их сознание, а также пространство и время.
Последние годы жизни Гротовский жил в своей театральной коммуне в Понтедере, в
Италии, продолжая свои невероятные исследования. Зрителей с улицы туда не пускали -
у неподготовленного человека от воспринятого могла поехать крыша. Что там творилось -
об этом теперь можно только гадать.
И еще. К середине 1980-х годов все основные актеры труппы Гротовского, когда-то
создавшие с ним легендарные спектакли, умерли.
ПОЛЕЗНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ХХ ВЕКА
ТЁПЛЫЙ СОРТИР С УНИТАЗОМ
Нет, конечно, отдаленно похожие заведения существовали и в прошлые века,
но они, во-первых, были уделом немногих, а, во-вторых, все равно не являлись достаточно удобными и уж во всяком случае точно лишенными главной прелести - нынешнего унитаза. Радость и пользу этой придумки человеческой мысли не стоит
лишний раз доказывать. Во многих произведениях классической литературы герои
среди своих мечтаний о лучшей жизни грезят и о теплом сортире; унитаз там не
значится, но этот прибор был некой святая святых, тайной, до срока укрытой от
писателей-классиков - иначе их героям не о чем было бы мечтать. Как видим, еще
до своего появления рассматриваемое изобретение приносило немалую пользу,
причем, что особенно знаменательно, духовного свойства.
«««
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
»»»