Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Великие явления ХХ века

Copyright © Дмитрий Десятерик, 2000

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   »»»

МАО ЦЗЕ-ДУН

Великий кормчий китайской революции Мао, - автор наиболее умопомрачительного, неслыханного и галлюцинаторного варианта переделки реальности из всех встречавшихся в истории. Под его рукою одна из древнейших цивилизаций мира просто изъяла себя из земной действительности, превратившись в гигантское произведение искусства, в поэму, где люди и воробьи служили даже не отдельными буквами - но лишь значками препинания. Заявляя о решимости ради торжества мирового коммунизма применить атомную бомбу, уничтожить полчеловечества ради счастья другой половины, он совершал акт не столько даже политический, сколько художественный. В самом деле, десант узкоглазых в френчах с "Калашниковыми" наперевес, эффектно подсвеченный парочкой атомных грибков где-нибудь в районе Сан-Франциско - это скорее, чудный кадр из фантазма какого-нибудь нью-йоркского авангардюги, нежели воплощенная паранойя.

"Больная тень коммунизма", брошенная этим ширококостным мужчиной, встревожила весь мир. Продвинутая западная молодежь приняла маоизм как единственный способ скачка в будущее и с цитатниками Мао у сердца бросилась крушить витрины и полицейские участки. Кажется, практически все европоамериканские режиссеры, художники, поэты и драчуны 1960-х - начала 1970-х годов вдохновлялись словесами из этих красных книжечек. В Китае в то же время происходили еще более великие массовые телодвижения - и "Великий скачок", и "культурная революция", и "война с воробьями", и еще Мао знает какие сражения со скучным грубым бытием, с твердой неподдающейся материей. Хеппенинг на миллиард человек, гигантский перформенс, завороживший планету - за масштабами дела не станет. Он, кажется, действительно осознавал, какой спектакль устраивает - одним из его мифологических деяний стало переплытие - в одиночку! - очень неласковой к такого рода опытам реки Янцзы. Ведь мог бы, например, дерево посадить - но нет, переплытие гораздо эффектнее. Он умер в 1976 году, и сразу стало понятно, что без режиссера это представление невозможно - Китай тут же начал вводить у себя рыночную экономику. А телефоны психотерапевтов во Франции раскалились от звонков разочаровавшихся леваков.

А что самое интересное - в Киеве совсем недавно довольно активно действовала группировка юных маоистов. Так они на стенах писали такое!.. Такое!.. Только зря они старались - в мавзолей на площади Тянаньмынь они все равно не попадут.

ДАДА

Художественное движение, зародившееся на исходе Первой мировой... Я решительно заявляю: подумайте, что за эпоха - легче было приклеить усы Джоконде, чем оскорбить священника в центре взбаламученной, воняющей ипритом, кокаином и радикальными идеями, Европы. Отрицание, возведенное в абсолют, мировая культура, посланная в отставку, бессмыслица, парализовавшая обыденные мозги - все это Дада.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   »»»