Откровение
Copyright © Флэш Гордон
«««
Тривиальная тягость бытия - в том, что жизнь идет, а ничего
хорошего не происходит; но радость бытия в том, что время идет
- и продолжается постоянное пребывание в потоке, впитавшем в
себя всю вселенную, наполняющем мгновения времени той значимостью, которая делает их самоценными. Поток ли ЭТО? Или скорее океан - однородный и всевмещающий, пронизывающий весь мир
множественности форм и как бы постоянно колышущийся под ним и
за ним.
Тогда само существование дарует мгновения - и тянущуюся продолжительность вечности - той значимости, для которой все в
мире оказывается на своем месте;(*) и наши жизни - тоже на
своем, непостижимом, месте, гармонически вписанном во Вселенную.
Эта значимость существования тяготеет к некой запредельной
точке экстаза, а все действия, мысли, поступки и намерения
воспринимаются просто как помехи этому чистому бытию, как волны, поднимаемые ветром на воде - в то время как хочется только прозрачности и тишины...
Хочется вечером, в час сумерек, возвращаться домой, садиться в старое кресло в темной комнате у окна, выбрать там, за окном,
в просторах и пространствах ночи, какую-нибудь светящуюся точку, далекий дрожащий огонек, и неотрывно смотреть на него, пока не растает в безграничности разум, растает "Я", и на смену
ему придет сама лишь безграничность, прозрачная, ясная и огромная у которой нет ни названия ни имени ни формы; блаженное
состояние не-ума, не-я, не-бытия, в котором "Я" забывает себя
и как бы исчезает. Оно, это состояние, не тягостно и не болезненно - о, оно самое легкое, ясное, самое простое в мире, как
безначальное движение времени...
Вспоминаю слова Розанова: в таинственный миг вечера возьми
стул, сядь у окна и лови кайф. И не пиши ничего, потому что
написанное потом окажется либо никому не нужным, либо просто
глупостью; а момент жизни будет упущен.
Да, будет упущен сам момент жизни, той жизни, того высшего,
бесформенного, неописуемого не-бытия, которое проникает повсюду, побуждая нас к недеянию, и о которой можно сказать лишь
то, что каждый человек в своей жизни должен понять только одну
вещь; только эту вещь; но каждый должен понять это сам для себя.
И это - "единственная революция", "онтологическая революция",
колеблющая сами основы существования - ведь самоценным и самодостаточным оказывается то "вселенское чувство", на фоне которого все человеческие дела и заботы оказываются ненужными и
обесцененными, шелухой, скрывающей за собой экстатическую вселенную.
Но вернусь снова к "анестезическому откровению".
Какая ночь! Какая тишина!
Над спящею столицею луна
Торжественною радостью сияет,
Вдали звезда неясная мерцает
Зеленым, синим, розовым огнем,
И мы у темного окна вдвоем
В торжественном спокойствии молчанья,
Как будто нет ни мира ни войны,
Внимаем вечной песне мирозданья,
Блаженству без конца обручены...
(Юрий Мандельштам, 1940, Париж)
Цитирую еще одно место из той же книги ( стр. 356):
"... Кто-то необъятно-могущественный шел по небу и нога его была на молнии, как колесо на рельсах. Это была его дорога. Молнии же состояли из бесчисленного количества человеческих душ,
теснящихся одна к другой, и я была также среди них. Это су-
щество двигалось по прямой линии и каждая точка этой светя-
щейся линии становилась сознательной на миг для того чтобы совершалось его движение. Я почувствовала себя под ногой Божьей;
раздавливая меня, он как бы покупал ценою моей боли свое существование. Я также заметила что он старался всей силой своего могущества изменить направление, согнуть линию молнии на
которую он опирался, в ту сторону, куда он хотел идти.
Чувствуя себя бессильной к сопротивлению, я чувствовала что ОН
сделает то, что хочет. Он согнул меня, и угол, который при
этом образовался, был моим страданием, страданием таким ост-
рым, какое я еще никогда не испытывала, на вершине которого -
когда Бог проходил надо мною - я прозрела.
В ту минуту я поняла такие вещи, которые потом забыла и кото-
рые нельзя припомнить, не перешагнув порога безумия. Угол был
тупой, и у меня осталось впечатление, когда я проснулась, что
если бы он был прямой или острый, я бы страдала и "видела" еще
больше, и, без сомнения, умерла бы от этого".
"Для меня стало ясно, что за эти пол-часа я служила Богу более
действительным образом и с большей чистотой, чем когда-бы то
ни было, и как я даже не смела мечтать раньше. Через меня он
свершил нечто - что именно и по отношению к кому, не знаю,
употребив на это все страдание, на какое я была способна..."
... Сегодня снова ветер с юго-востока, он свистит на балконе и
в щелях оконных рам, и его монотонный звук порою напоминает
звук текущей где-то далеко воды, способный увести так далеко,
в ту, подобную безбрежному океану глубокую бездну, в которой
- Сумма Всего.
В ночи с таким ветром хорошо слышен звук поездов, идущих через
мост - искажаемый ветром и смешанный с его свистом, он превращается в некое аморфное океаническое звучание: всеобщий гул
мира, звук жизни, потока времени и вечности. Может ли быть
что-либо более достойное, чем вот так безмолвно сидеть в
кресле, не делать ничего, слушать как шумит ветер и наблюдать,
как все вещи происходят сами собой, как движутся по набережной и по мосту разноцветные точки машин, и далекий город на холмах
за рекой, подобный светящемуся мерцающему звездному скопле-
нию...
Что в них, в этих ночных огнях за окном, столь сильно в себя
зовущее? Это - сама Жизнь: здесь, за окном. Она и охватываема
в одно мгновенье - как у Вильяма Блэйка, - мыслью и мечтой
вся сразу, и дает свободу выбора - выйти из дому, сесть в автобус и поехать куда угодно - куда глаза глядят, туда, в это
скопище огней, где снуют маленькие бесчисленные человечки,
сплетающие, как паучки, тонкую ажурную - и призрачную, какую
призрачную ! - ткань своего человеческого существования... Да,
она, бездонная Жизнь за окном в черноте ночи дает мне эту
высочайшую свободу - а как распорядится этой свободой - это
уже мое личное дело; и я выбираю остаться в темном углу и
смотреть в окно...
И в тот час, когда часы приближаются к полуночи, и затихают
все человеческие звуки, тогда начинает расти запредельное волшебное пространство, в котором поистине - все; и в то же время
что в нем? Ничто. Только бесформенный экстаз ночи, экстаз согласия всего со всем. Как будто снова и снова все в мире на
своем месте, и наши жизни - на своем, загадочном и непостижимом месте; Как будто весь мир - это ткань, в которую вплетены
нитями, волокнами наши жизни, а все события и изменения - это
та игра, в которую играет с нами сама Вселенная.
Такова "Йога Поглощения Разума в Далеких Огнях"...
Декабрь 1993 года.
«««