Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Беллетристика

Поэзия

Публицистика


Траффик

Copyright © ПаКо, кинорецензия

Кинофильм "Траффик"/"Traffic"
США, 2000 год

Режиссер: Стивен Содерберг
Сценарий: Саймон Мур, Стивен Гэхен
Композитор: Клифф Мартинес
В ролях: Майкл Дуглас, Кетрин Зета-Джонс, Бенисио Дель Торо, Мигель Феррер.

Цитата.
"Я не могу воевать с наркотиками, когда по ту сторону баррикад вижу членов своей семьи".

О чем.
Кино - легальный способ заработать на наркотиках. Самый сложный путь - колоться самому, а потом снимать фильм о глюках или о своей несчастной судьбе, если галлюцинации неинтересные. Есть путь попроще - снимать о борьбе с наркотиками. Ничем не рискуешь. Главное - соблюсти рецепт. Как это сделал Содерберг в "Траффике". Фильм скучный. А иначе и быть не могло, ведь главный смысл - война против наркотиков проиграна. Содербергу оставалось дать этому поражению зримый эквивалент. Он его нашел - рутина. Война с наркотиками давно стала цепью бессмысленных действий - полиция перекладывает бумажки и бегает за случайными курьерами, наркобароны стоят в стороне и нанимают новых, политики болтают, их дети - потребляют. У Майкла Дугласа опускаются руки. Форма соответствует содержанию, что является признаком искусства, и поэтому в праве претендовать на приз.

Как.
Мы не можем чувствовать себя до конца свободными, пока наш сосед свободен не меньше нас. Мало ли что придет ему в голову. Ни за что нельзя поручиться. Чем опасен наркоман? Тем, что непроницаем в своих помыслах, неподконтролен. Почему важна битва за урожай? Потому что запасов всегда мало. А вдруг что-нибудь случится? Пожар, воры, долгоносик... Какой же выход? Как говорил все тот же Бэрроуз, лучший выход - это вход. В данном случае - в кинозал. Ни за кого нельзя поручиться, никого нельзя взять под контроль, но на время изолировать можно. Особо опасных - в тюрьму, потенциально подозрительных - в кино. Идите в кино, на два часа мир будет избавлен от вашего присутствия. Фильм не должен содержать в себе откровений, не должен будоражить воображения (а если взволнует, то к финалу обязан успокоить). Он должен быть ровным и в меру глупым, на репутации режиссера это не отразится. Мы уже привыкли, что умные режиссеры временами делают глупые фильмы. И даже хвалим их за это. Ларс фон Триер с "Танцующей...", братья Коэны с "О, где же ты, брат?", теперь вот Содерберг...

Вечный зов.
Меньше всего неожиданностей "Траффик" содержит для бывших советских граждан. Какая разница: борьба с наркотиками, с бездорожьем, за мир во всем мире или за урожай? Любая из этих форм борьбы принимает затяжной характер, и не идет на пользу никому, кроме чиновников или тех, с кем борются. Об этом же давно предупреждал Бэрроуз: война с наркотиками спланирована так, что позволяет наркомафии медленно пожирать госструктуры. Но почему мы обречены на вечный бой? Что лежит в основе?
Подсказку можно обнаружить все в том же простеньком "Шоколаде".

Страх и ненависть.
Я могу обругать "Траффик", но зачем? Эта война проиграна: народ все равно на него пойдет, из победы наркомафии Содерберг извлек полезный урок. Кто-то пойдет из-за Майкла Китона, кто-то - из-за Кетрин Зета-Джонс, искушенные - из-за Феррера, кто-то - из-за Бенисио Дель Торо, который недавно вместе с Деппом сыграл в "Смерти и ненависти в Лас-Вегасе", где вся суть "Траффика" упакована в пару минут (когда обкуренные герои проникают на конгресс полицейских, посвященный войне с наркотиками). Фильм принесет неплохую кассу. Другой вопрос - зачем такой фильм понадобился Содербергу.