Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Беллетристика

Поэзия

Публицистика


Кинематограф о зомби - трэш или культура?

Copyright © ПаКо, 28.02.2001

Эпиграф:
Люди, предупрреждаю вас. Не смотрите фильм "Зомби" или "I zombie". Это просто кошмар! Нет, он не вызывает страха, не нагоняет ужас, а вот рвотные инстинкты - точно... © Асель Ибраева

Вы имеете в виду ленту Лучио Фульчи? Если так, то... К подобном лентам относиться нужно соответственно и смотреть её, будучи уверенным в крепости собственных нервов и пустоте собственного желудка.
Дело в том, что кроме спагетти-вестерна, существует и спагетти-ужас, и "Зомби" - яркий тому пример. Жанр фильмов Фульчи определяют как жанр - "gore". И всё это сильно отличается от откровенного эстетства Дарио Ардженто. (Его жанр, т.е. итальянский "эстетствующий" и авторский хоррор с некроспецификой, определяют как - "giallo"... Он его основоположник и король). Вообще, раз уж коснулись Ардженто, не могу не заметить, что это чисто синеманское зрелище! Это практически теория кино - как передать атмосферу страха, как кинематографично показать кровь, убийство, смерть, ужас. "Преисподняя" или "Феномен" тому подтверждение. Но мне у него больше по душе именно ужасы, где кошмар абсолютно алогичный, ирреальный, не поддающийся простому объяснению. А детективные триллеры, вроде "Дрожи" или "Травмы", где все кошмары в результате объясняются на манер разгадок а-ля Агата Кристи, мне как-то меньше нравятся. Вот, чем грешат многие американские ужастики - они всегда даже самую жуткую мистику начинают лихорадочно объяснять - кто, чего, откуда, когда, как. Зададут тысячу вопросов и столько же раз ответят. То есть, в ужасах логика не нужна. Чем алогичней, тем страшней. Это как Хичкок - он так и не дал объяснения, почему птицы набросились на людей. А плохой режиссер всегда ищет различные химические отбросы, мутацию и прочую ненужную чепуху.

Кстати, "Призрак оперы" мне не понравился. Действительно, скучно, совсем не страшно, как-то размеренно. Стильно, конечно, и Ася Ардженто как всегда хороша (но в "Синдроме Стендаля" она еще лучше!)... И ещё есть такие товарищи-страхоборцы, как Марио и Ламберто Бава, как Джордж Ромеро. Последний с Ардженто снял двухновельную ленту "Два злобных взгляда" по рассказам Эдгара По, но отличился более всего своим "Калейдоскопом ужасов".

Козырные господа Бава: Ламберто под неусыпным руководством Ардженто снял дилогию "Демонов", причём художником здесь трудился никто иной, как Дерек Джармен. Из Марио я смотрел лишь вторую серию дилогии "За дверью". Первая (снятая вкупе с американцами) являлась опять же спагетти-перепевом сюжета "Экзорциста"... "Warner Bros" даже подала в суд на авторов ленты (режиссеромом был Оливер Хеллман) за плагиат. А вот вторая, исключителньо итальянская серия, - это совершенно другое дело.

Уэйс Крейвен обзавидовался наверное в своё время...


О "зомбическом" кино можно спорить долго и плодотворно... Однако, главное суждение верно - оно имеет право на существование. Лично я, например, не оценила ни одну из серий "Обители зла" и ещё даже не успела посмотреть сериал "The Walking Dead". Но зато многократно пересматривала трогательный и изысканный "Fido" и до безобразия умный и ироничный "Shaun of the Dead", испытывая восхищение перед идеей сценаристов и игрой актёров и непременное уважение к режиссёрам этих фильмов.