Copyright © Black George, 29.10.2001
Памятуя, что принято время от времени делиться
впечатлениями от увиденного, решил рассказать про пару-тройку фильмов,
которые мне довелось посмотреть на этой неделе. Итак...
"Семья" (Этторе Скола / Италия-Франция). Занудное и
невразумительное повествование об обыкновенных итальянских буржуа в период с 1906 по 1986 годы. Странно, что Скола взялся за эту
неповоротливую тему, ведь до того Висконти уже успел своей "Гибелью
богов" поставить крест на попытках разработать подобную тему. Висконти
это удалось, а вот Скола пролетел. Ни к игре актёров, ни к манере
съёмок, ни к режиссуре придраться невозможно. Но есть в этом фильме что-
то неживое. Что-то такое, что мешает в него вжиться... Во-первых, в
фильме предусмотрено такое количество главных героев, что уследить за
перипетиями каждого или хотя бы запомнить его имя - задача из разряда
неподъёмных. Во-вторых, увиденное больше всего смахивает на краткое
изложение итальянской версии "Саги о Форсайтах", к которой в качестве
нагрузки прилепили ещё и "Конец главы". В-третьих, повествование
ведётся достаточно сухо и невыразительно, поэтому зрителю остаётся
самому додумывать только-только намеченные эмоции, а из-за огромного
количества персонажей попросту не успеваешь к кому-либо проникнуться
хоть какими-то чувствами, и битые два часа сидишь с холодной головой и
тёплыми ногами, что не может не клонить в сон.
"Quo Vadis" (Ежи Кавалерович / Польша). После позапрошлогодней
экранизации романа Генриха Сенкевича "Огнём и мечём", режиссёр показал
верность избранной тематике, и выдал не менее конъюнктурный фильм по
произведению всё того же Сенкевича "Камо грядеши". Доведенное до
плакатной однозначности повествование выполнено на добротном уровне
подросткового кинематографа, где принадлежность героя к тому или иному
лагерю однозначно определяется по его внешнему виду: если он
привлекателен, то быть ему борцом за христианскую веру; если в его
глазах читается скорбь, то к концу фильма ему уготована участь
мученика, все же остальные - уродливые, отталкивающие и на удивление
малоприятные - однозначные варвары, за исключением пары неожиданно
респектабельных римлян, которые просто не могли не оказаться латентными
христианами. Пропагандистская интерпретация отменно вписывается в по-голливудски глянцевую картинку, которой до вопиющей вульгарности в духе "Сторожевой башни" не хватает разве что пары белых, сочащихся нежностью голубей или искрящегося спецэффектами явления воинства
Христова... Однозначный отстой.
"Любовь детства" (Ив Комон / Франция). Очередное возвращение к
истокам. Парень возвращается в семью, где ожидается смерть
невыразительного главы семейства. Заодно он встречается с бывшим
приятелем и его невестой, которую он никогда не замечал и которая через
всю молодость пронесла любовь к нему. Само собой разумеется, что в то
время он интересовался не ею, а её старшей сестрой. Само собой
разумеется, что фильм посвящён распутыванию клубка переживаний. Само
собой разумеется, в своём первом полнометражном фильме режиссёр не
справился с поставленной задачей. Вероятно, это был один из нуднейших
фильмов уходящей недели.
"Грязная работа" (Саболц Хайду / Венгрия). В дружбу двух
парней, которые никак не могут разобраться со своей ориентацией,
вмешивается девушка, после чего стилистика фильма начинает тяготеть к
таким образчиками обдолбанного киновульгаризма, как "На игле"
и "Кислотный дом". Именно стилистика, а не тематика, так что латентные
кинонаркоши, зигрывающие с расширением чужого сознания, могут
расслаблять. Как впрочем, и геи. Фильм совсем не про них, а про простую
мужскую дружбу в школе прогрессивных недорослей. Точнее не скажу, так
как добрую половину фильма с превеликим удовольствием проспал.
Увиденная часть утвердила меня в убеждении, что подобное кино будет на
ура принято неразборчивыми любителями всевозможного
кинематографического шлака, вроде "Беги, Лола, беги" или упоминавшихся
выше псевонаркотическими лент.