Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Беллетристика

Поэзия

Публицистика


Коллекционер

Copyright © Ирина Кулик, 02.11.2001

Вместо эпиграфа: "Град обречённый. Часть 1. Мусорщик..."

Итак, "Коллекционер".

Россия, Студия "ЮГ"/Киностудия Горького, 2001 год
Режиссер: Юрий Грымов.
В ролях: Алексей Петренко, Евгений Цыганов, Карен Бадалов, Андрей Приходьков.

"Из своего детства я помню только кладовку, наполенную игрушками. Чтобы закрыть дверь этой кладовки, нужно было аккуратно сложить все игрушки, но мне никогда не хватало на это терпения - приходилось просто припирать дверь камнем", - рассказывает Юрий Грымов в автобиографии, размещенной на его сайте.

Можно подумать, что это откровение появилось специально перед выходом нового грымовского фильма. Уж очень велик соблазн увидеть в "Коллекционере" ту самую кладовку, которую Грымов дарит сам себе в подарок - выстраивая на студии Горького чуть ли не самый большой в ее истории павильон и заполняя его всеми возможными игрушками. Мертвые бабочки и живые дикобразы, анатомические муляжи и разноцветные фаллоимитаторы, подлинные и поддельные картины, золоченые Будды и заспиртованные зародыши, географические и порнографические карты, флакончики с запахами космического корабля "Восток" и леса Фонтенбло после дождя (о, Зюскинд), изречения из Хайдеггера и перлы русского мата, песни пионерского детства и модное техно, Тарковский и "Бойцовский клуб", Гринуэй и Соловьев, Алексей Петренко в узорчатой ермолке, отборные фоменки, неизбежно ботичеллевская красавица и очкастенькая мымра в розовом атласном неглиже, словно позаимствованном с выставки "Нижнее белье советской эпохи".

Коллекционер, герой фильма - неряшливый старик в истлевшем китайском халате, сам забыл, что хранится в его несметном собрании. Он нанимает закомплексованную интеллигентку, дабы та составила каталог его сокровищ. И трех юношей, порядком уставших картинно бить друг другу морду под проливным дождем - пусть выясняют свои отношения с миром, помогая, чем придется, в разборе коллекции. Герои блуждают по необъятному дому коллекционера, умирают и воскресают, пытаются разрушить коллекцию - и оказываются ее экспонатами.

Охваченный коллекционерской булимией, Грымов стащил в свой фильм все когда-либо полюбившиеся ему сокровища - но так и не удосужился разложить свои игрушки. Дверь опять пришлось припирать камнем - сентенциями о мире-коллекции и демиурге-коллекционере, размышлениями об образе-подобии, оригинале-копии и прочими трогательными интеллектуальными бреднями первокурсника, опьяненного первым знакомством с Борхесом, Фаулзом и прочим Бодрийяром.

При всей своей кичевости и истошной многозначительности, грымовский фильм обладает забавным обаянием. Его претенциозность трогательно наивна - и оттого по-своему искреннa. Грымову удалось вывести невероятный жанр - трэш-артхаус. Ведь что такое трэш, как не предельная, доходящая до абсурда и пародии экзальтация жанра. Обычно это происходит с жанром боевика, хоррора или фантастики. У Грымова такой же бредовой возгонке подвергается арт-кино.

Причем, что забавно, арт-кино отечественное. Казалось бы, Грымов, манекенщик, рекламщик, клипмейкер, чье имя неизбежно ассоциируется с отъявленным глянцем, должен бы снимать нечто заведомо западное, голливудское, баблгамное. Но нет, он снимает фильм, исполненный сугубо местного эстетства.

Тут полно всяческих комнат с дождем и мутноватых стеклянных сосудов - такие же архетипы русского авторского фильма, как вентилятор - архетип жанрового голливудского кино. И даже песенки звучат щемяще-советские. В по-своему упоительной сцене глюка герои фильма видят себя в облике группы Kiss, распевающей нежными пионерскими голосами "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки".

Да и главный грымовский герой - на самом деле, сугубо русская версия коллекционера. Западный коллеционер - мономан и аскет. Он собирает, к примеру, только сигарные кольца, или табакерки исключительно XVIII века, эстампы одного лишь Калло. Изощренный коллекционер может довольствоваться только темами для коллеционирования - как, например, создатель "Амели" Жене, придумавший, что можно собирать отпечатки ног в свежем асфальте или выброшенные снимки у фотоавтоматов в метро.

В грымовском "Коллеционере" есть все - кроме тем для коллекционирования. Его герой - не коллеционер, но старьевщик. "Вселенский Плюшкин", как определил своего героя Алексей Петренко.

Илья Кабаков, классик русского концептуализма, великий мусорщик советской цивилизации и идеологии, когда-то написал эссе "Ноздрев и Плюшкин" - о двух архетипах "русской души". Ноздрев - экстраверт, "душа общества", находящийся в вечно взвинченном, экстатическом состоянии общественной жизни, живущий на пике настоящего момента. Плюшкин - интроверт, хранитель чудовищной коллеции хлама, которая на самом деле есть ничто иное как музей, но музей не общественной, а личной памяти, музей одного человека.

"Коллекционер" - тоже музей одного человека. Только не героя фильма, а самого Грымова, с сорочьей жадностью стащившего сюда все любимые культурные побрякушки.

Тем более забавно, что фильм о "вселенском Плюшкине", фильм Плюшкина - снял Грымов, идеально соотвествующий типу Ноздрева.