Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Рита Хейворт, или "Прощай Шоушенк"...

Copyright © Михаил Водопьянов, 25.12.2001

"В то время Рита была лучшей из моих картинок (через несколько лет любимой звездой стала Бетти Грейбл) и она продавалась в двух видах. Маленькую вы могли купить за доллар. За два с половиной - большую Риту, в полный рост, размером четыре фута", Cтивен Кинг, "Рита Хейворт и побег из Шоушенка".

Мерилин, Ава, Рита... Тоскующие глаза американских солдат оживали при виде этих роскошных женщин на плакатах над походными койками во время Второй Мировой. Осунувшиеся лица заключенных, приговоренных к пожизненному сроку, бегали желваками надежды при виде этих богинь Золотого Века на экране тюремного кинотеатра. А наши современники наверняка сделали бы из их фотографий обои для рабочего стола своего компьютера. Луч света брезжил вдали. Актриса Рита Хейворт - метафора этого луча для писателя Стивена Кинга - Рита Хейворт и побег из Шоушенка - и режиссера Фрэнка Дарабонта, чья экранизация этого небольшого рассказа стала одной из самых заметных картин в истории кино. Кто она, эта женщина?

Маргарита Кармен Кансино родилась 17 октября 1918 года в Нью-Йорке. Ее отец, Эдуардо Кансино, уроженец Севильи, эмигрировал в Штаты несколькими годами раньше. Так же, как и мать, ирландка Вольга Хейворт. Вольга увидела Эдуардо в театре "Палас", где тот танцевал вместе с сестрой Элизой. Дуэт назывался "Танцующие Кансино". Его мужская половина пленила гордую ирландку, и через два года родилась Маргарита.

Когда ей исполнилось 8 лет, семья переехала в Лос-Анджелес, где Эдуардо открыл школу танцев. Наступил 1928 год - год первого звукового фильма. "Певец джаза" раскрыл студийным боссам глаза. К Эдуардо бросились агенты крупнейших голливудских компаний, умоляя поставить музыкальные номера для картин, снятых в совершенно новом жанре. Жанре мюзикла. Как истинный испанец, Эдуардо взялся за дело горячо и страстно. Мюзиклы "Дай мне шанс" и "Леди Берри" имели невероятный успех. Но все испортила Великая депрессия. Школа Эдуардо, как и великое множество других крупных и малых предприятий, обанкротилась. Удивительно, но именно это тяжелое время стало началом карьеры дочери Эдуардо. Чтобы прокормить семью, Маргарита начала танцевать за деньги во второсортных шоу. После - в знаменитом Круглом театре Лос-Анджелеса. Однажды администрация театра пригласила родителей Риты бесплатно посетить шоу. Эдуардо плакал. Через год денег, заработанных Ритой, хватило, чтобы открыть семейный клуб Cafе De Luxe в мексиканском городе Тихуана.

Там и нашел ее вице-президент студии "Фокс" Уинфилд Шинан. Первый фильм, в котором снялась Маргарита, назывался не как-нибудь, а "Ад Данте". От бессмертного шедевра эпохи Возрождения лента отличалась как лось от лосося и была скорее мюзиклом. Рита исполняла номер с танцем. Его, кстати, поставил Эдуардо, быстро перебравшийся в Голливуд вслед за дочкой. Потом было несколько фильмов, в которых Рита играла роскошных, но примитивных красоток. Красотки были испанками, мексиканками и даже египтянками. Шинан делал это сознательно, мечтая превратить Риту в самую яркую голливудскую латинос. Этого, однако, совсем не хотела сама Хейворт. И, видимо, Судьба была с ней солидарна.

В результате внутренних преобразований студия "Фокс" превратилась в "Двадцатый Век Фокс". Во главе компании встал Дэррил Ф. Занук. О том, почему он разорвал контракт с Маргаритой Кансино, ходят самые разные слухи. Сам Занук объяснил тогда свое решение бездарностью актрисы. Потом с годами он по известным причинам это повторять перестал. Возможно, ближе к правде сама Хейворт, которая утверждала, что причиной послужила тогдашняя любовница Занука, актриса Лоретта Янг. Обладая схожими внешними данными, Рита и Лоретта претендовали на одни и те же роли.

Вскоре "Коламбия" предложила Рите контракт, правда, с одним жестким условием: она должна была сменить свою испанскую фамилию на более благозвучную английскую. Рита выбрала фамилию матери. Там Хейворт продолжала сниматься в одном посредственном фильме за другим. Однако вскоре ей невероятно повезло. В поисках яркого женского типажа для своего нового фильма на нее обратил внимание Ховард Хоукс, а ее партнером стал Кэри Грант. Фильм "Только у ангелов есть крылья" пользовался бешеной популярностью. Убедившись, что Рита способна приносить деньги, руководство студии устроило ей впечатляющую раскрутку при помощи прессы и рекламы шуб и причесок. Второй победой стали главная роль в мюзикле "Ты никогда не разбогатеешь" и партнерство с самим Фредом Астером. После этой роли и фильма "Кровь и песок", где Рита сыграла роковую соблазнительницу, Голливуд назвал Хейворт "богиней любви".

"Через несколько дней после того, как мы поговорили с Энди, шофер прачечной привез мне около шестидесяти открыток, большинство из них с Ритой Хейворт. Возможно, вы помните эту фотографию. У меня-то она стоит перед глазами во всех подробностях. Рита в купальном костюме, одну руку заложила за голову, глаза полуприкрыты, на полных чувственных губах играет легкая улыбка." - так выразил Стивен Кинг легкую оторопь эпохи перед рыжей бестией Ритой-маргаритой, давшей имя пицце и бомбам Второй Мировой.

В 1942-м году Хейворт, успевшая уже развестись с мужем Эрвандом Джонсоном, познакомилась на вечеринке с Орсоном Уэллсом, человеком, ныне считающимся одной из самых могучих фигур в истории кино, а тогда - гулякой, ловеласом и модным режиссером. Пресса постоянно засекала его в шикарных автомобилях с не менее шикарными старлетками, а также на самых декадентских тусовках Лос-Анджелеса. Все поменялось после знакомства Уэллса с Ритой. По словам их общего друга, актера Джозефа Коттена, во время первой встречи Орсон вел себя крайне неуклюже. Видимо, неожиданно для самого себя потерял голову. Как бы то ни было, "богиня любви" тоже ее потеряла, и 7 сентября 1943 года состоялась свадьба выдающегося режиссера и одной из самых красивых женщин того времени. Свадьбу праздновали в строжайшем секрете.

В декабре следующего года у Риты родилась дочь Ребекка. Первые три года супружеской жизни с Уэллсом стали золотым временем в жизни актрисы. Неизвестно, сколь долгим было бы счастье, но Орсон совершил страшную ошибку: снял Хейворт в своем фильме. В Голливуде все знали: когда актер соглашается сыграть у Уэллса, он попадает под тяжелейший пресс психологического воздействия, становится марионеткой, подопытной крысой, шахматной фигурой. Для роли роковой блондинки в своем детективе "Леди из Шанхая" Орсон заставил огненноволосую Риту перекраситься, сменить прическу и, что более важно, амплуа. Вместо чувственной, яркой актрисы гнедой масти на экране появилась холодная, неврастеничная женщина. Фильм провалился в прокате и был обруган прессой. Именно в этот момент развалился и брак Хейворт и Уэллса. Их развод стал одной из самых обсуждаемых тем у публики той поры. И в первую очередь из-за судебного процесса. Орсон потребовал у Риты оставить дочь ему. Суд, однако, ему отказал.

В роли матери-одиночки Хейворт пробыла не слишком долго. В июле 1948 года на вечеринке в Каннах Рита встретила известного ловеласа, арабского принца Али Хана. Бросив затем и его, Рита вернулась в Голливуд с не самым легким "багажом": третий развод и три дочери. Но здесь Хейворт никто не ждал. Она с огромным трудом получила роли в паре фильмов, а на съемках третьего, комедии "Мисс Сэйди Томпсон", познакомилась с актером Диком Хеймсом, ставшим ее очередным мужем. До сих пор не ясно, чем мог привлечь ее пьяница, хам и бабник Хеймс. Может, Рита слишком утомилась от хороших манер предыдущего супруга? Правда, через два года она Хеймса бросила.

Все еще красивая, но уже на пороге бальзаковского возраста, актриса начала выбирать все более и более серьезные роли. Из этих фильмов выделяется прекрасная драма "За отдельными столиками", где Хейворт играла вместе с Бертом Ланкастером. Во время съемок она вышла замуж (в последний раз) за продюсера Джеймса Хилла, с которым по уже сложившейся традиции вскоре развелась. Больше мужей у нее не было. Время шло, и она начала сниматься все реже и реже - ей стало очень трудно запоминать тексты ролей. Вскоре Хейворт поставили страшный диагноз - болезнь Альцгеймера, необратимая потеря памяти. В 1972 году на съемках фильма "Гнев Бога" Рите писали текст на плакатах. Больше в кино Хейворт не снималась.

Остаток жизни, а это долгих пятнадцать лет, Рита Хейворт провела со своей дочерью, принцессой Ясмин, по мере сил занимаясь благотворительностью. Она скончалась от сердечного приступа 14 мая 1987 года в манхэттенской квартире дочери.