Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Писать от руки уже не модно. А зря...

Copyright © Hozport.ru

Золотой век у нашей цивилизации уже был. Если быть точнее, не век, а его половинка: примерно с середины 1930-х и до конца 1980-х. В эти годы за парты село рекордное количество жителей Земли. Люди из разных социальных слоев с детства учились держать в руках перо, выводить на бумаге слова и фразы и общаться друг с другом посредством длинных рукописных писем.

За «золотые» полвека было совершено чуть ли не больше научных открытий, чем за всю историю человечества. В обиход вошли слова «гуманизм», «любовь» и «братство». Родилось поколение «детей-цветов». Возникли движения против войн и в защиту прав человека... Но тут на горизонте объявились компьютеры, мобильные телефоны, другая портативная техника — и все испортили.

Примерно такую картину рисуют ученые, изучающие искусство письма и его влияние на человека. «Мы разучились писать от руки, — говорят они. — А зря». Вот лишь несколько фактов из арсенала спецов-почерковедов.

 «Письмо — геометрия души», — говорил древнегреческий мудрец Платон. «Чистота письма — от чистоты души», — уверяли мудрецы древней Персии. Современные психологи подтверждают: красивый почерк без помарок — признак сильного, великодушного и уверенного в себе человека. Долгая писанина — занятие сродни медитации. Человек, выводящий от руки письмо, рассказ или хотя бы пространную объяснительную, погружается в легкий транс, очень полезный для мозга: это состояние проясняет сознание не хуже прогулки на свежем воздухе.

Письмо, как и рисование, развивает умственные способности. Дело в том, что наши руки напрямую связаны с мозгом: левая — с правым, творческим полушарием, правая — с левым, логическим. Аккуратно выписывая буквы и слова на листе тетради, мы тренируем полушария, настраиваем их на творческую волну. А вот стук на клавиатуре ничего хорошего мозгу не приносит. Как правило, пальцы бегают по клавишам хаотично, без ритма. В результате мозг получает не сигнал «Настраиваемся на творчество!», а своеобразный «белый шум», который утомляет и мешает сосредоточиться.

Известно, что характер влияет на почерк. Но и почерк влияет на характер. Психологи давно установили: человек, привыкший создавать что-либо руками (неважно — картины, горшки, письмена), отличается от своих собратьев-«бездельников» (в это определение входят и те, кто работает исключительно головой) меньшим цинизмом и большими великодушием и любознательностью. Самый лучший (четкий и разборчивый) почерк у тех, кто пишет... в ритме биения сердца. Большинство счастливчиков подстраиваются под собственный «тук-тук» на подсознательном уровне. А вот японских каллиграфов (слово происходит от греческого «красиво писать») учат делать это сознательно. В традиционной японской медицине считалось, что тщательное выписывание иероглифов «настраивает» все органы человеческого тела на одну волну, убирает ненужные диссонансы. Последние исследования в чем-то подтверждают ту давнюю теорию: каллиграфы гораздо реже, чем обычные люди, страдают от сердечно-сосудистых и психических заболеваний.

Сегодня писать от руки уже не модно. Цивилизация, сменив авторучки на компьютеры и мобильники, вновь скатывается в своеобразное средневековье.