Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Свет! Камера! Лажа!

Copyright © Сергей Мезенов

Вы смотрели фильм "Спасение рядового Райана"? А не возникло ли у вас во время просмотра ощущения, что во Второй мировой войне сражались одни американцы? Причем они же ее и выиграли. Кажется, Голливуд совсем потерял стыд - историческая достоверность при работе над историческими фильмами интересует его менее всего. Да и зачем она нужна, если зрителю больше понравятся напряженные любовные сцены и взрывы, столь эффектные при использовании системы "долби-сэрраунд"? Возмущенные до глубины души подобным подходом, мы решили пролить немного света на некоторые из наиболее вопиющих голливудских "переработок". Вряд ли это заставит американских продюсеров пересмотреть свое отношение к истории и в дальнейшем проводить детальные исследования перед съемками, но, по крайней мере, вы, дорогие зрители, уже будете настороже при встрече с очередным историческим "шедевром".

"Спасение рядового Райана" (Стивен Спилберг, 1998)

В высадке войск союзников на берега Нормандии в 1944 году участвовали американские, британские и канадские подразделения. Спилберг же полностью перепоручил это дело американцам, что, в общем-то, совсем не удивительно. Мало того что остальных сил союзников не видно во время кровавой бойни на берегу, их нет и дальше по ходу фильма, когда отряд под предводительством капитана Тома Хэнкса движется в глубь страны на поиски рядового Райана, которого всенепременно надо спасти. На самом же деле в этой операции участвовали в основном британские и канадские солдаты - американцев стало больше только спустя месяц после самой высадки. И несмотря на то, что американским отрядам действительно поручили ответственное задание взять пляж Омаха, в фильме никоим образом не упоминаются офицеры Королевского британского флота, возглавлявшие всю эту операцию, и недальновидность американских солдат, из-за которых все эти офицеры погибли во время высадки.

Взятие Омахи далось такой тяжелой ценой отчасти потому, что американские военные отказались от предложения Британии предоставить для этой операции свои "смешинки" - специализированные бронированные транспортные средства. Кроме того, в фильме никак не отражается и то, что ВВС США получили задание разбить германскую артиллерию, "опекавшую" пляж Омаха, но по каким-то таинственным причинам американские летчики дружно промахнулись мимо намеченной цели.

Однако необходимо отметить тот факт, что "Спасение рядового Райана" все же основано на реальном событии - правда, произошедшем в море. После гибели пятерых братьев Салливан, находившихся на борту затонувшего крейсера, в 1942 году американское командование приняло решение во что бы то ни стало предотвратить потерю всех отпрысков этой семьи.

"Титаник" (Джеймс Кэмерон, 1997)

Зрители пролили огромное количество слез по безвременно канувшему в пучину "Титанику", утащившему за компанию симпатягу Лео Ди Каприо. Однако некоторые сцены выдают полное отсутствие у создателей фильма интереса к тому, что же произошло той ночью на самом деле.

Для начала: к разделению пассажиров на борту команда подходила с такой ответственностью, что персонаж Ди Каприо вряд ли получил бы возможность добраться до Роуз. К тому же, выпустив из внимания один аспект классового разделения пассажиров, кинематографисты очень своеобразно интерпретировали другой - пассажиров третьего и четвертого классов никто не запирал после столкновения с айсбергом. Наоборот, имеются исторические свидетельства, что пассажиры первого класса уступали свои места в спасательных шлюпках менее обеспеченным собратьям по несчастью. Протесты также вызвало изображение капитана Смита этаким жалким трусом - по свидетельству очевидцев, он вел себя с точностью до наоборот. Но наибольшие споры разгорелись вокруг портрета первого помощника Уильяма Мердока, принимавшего взятки, стрелявшего в паникующих пассажиров и в конце концов покончившего жизнь самоубийством на глазах у пассажиров. На самом деле он не только отдал собственный спасательный жилет пассажиру и утонул вместе с кораблем, но и был специально отмечен во время расследования обстоятельств катастрофы как человек, спасший наибольшее количество жизней.

"Когда я впервые прочитал сценарий, я написал Кэмерону письмо, в котором умолял его изменить то, как он изобразил моего дядю, - рассказывает Скотт Мердок, - но он, казалось, даже не задумался над тем, какое впечатление это произведет на родственников и членов семей тех, кто отдал свою жизнь, спасая пассажиров". Родственники Мердока до сих пор проводят кампанию по внесению в финальные титры информации об истинном поведении Мердока в ту роковую ночь.

"Покахонтас" (Эрик Голдберг и Майк Габриель, 1995) Когда студия "Дисней" решила обратиться к истории в поисках материала для своего ежегодного полнометражного мультика, она выбрала историю о Покахонтас, прекрасной индианке, спасшей красивого колонизатора Джона Смита от гибели, которой угрожало ему её собственное племя. Рой Дисней с гордостью заявлял, что фильм подошёл к истории "со всей ответственностью и уважением". Однако индейцы племени паухатан совершенно не согласны с этим заявлением. "Фильм исказил историю до невозможности", - утверждает вождь Рой Дикая Лошадь. "Наше предложение помочь компании сохранить историческую и культурную точность было отвергнуто".

В реальности Покахонтас (которую даже звали по-другому - Матаока) была всего десяти лет от роду. Она вовсе не влюблялась в колонизатора, а даже наоборот: её похитили и выдали замуж за вдовца Джона Рольфе, который был вдвое старше. В 1614 году она переехала вместе с мужем в Англию, где ее выставляли напоказ в высшем обществе, пока в три года спустя она не умерла от оспы. Именно тогда Джон Смит сам выдумал эту романтическую историю - а потом вместе с Рольфе вернулся в Америку и согнал паухатан с их земли.

Премьера "Покахонтас" была также встречена яростными пикетами феминисток, протестовавших против "превращения забитой девочки в полногрудую деваху". Злобствующие дамы утверждали, что это "совершенно искажённое представление об американской истории, в котором унижение маленькой девочки становится романтичным". Представители компании "Дисней" отвечали на это, что они просто решили "создать красивый фильм о коренных американцах" с типичной для их студии "исторической точностью". Как бы там ни было, последними смеялись именно мультипликаторы - в первый же уик-энд "Покахонтас" собрал в прокате рекордные 30 миллионов долларов.

"Храброе сердце" (Мел Гибсон, 1995)

Шотландцы, давным-давно едва ли не канонизировавшие Уильяма Уолласа, возлагали большие надежды на исторический эпос Мела Гибсона с бюджетом в 53 миллиона долларов. Однако даже если они и гордились этим фильмом, то основания для этого были весьма шаткие, поскольку Гибсон отнесся к истории более чем пренебрежительно.

Во-первых, Уоллас вовсе не был бедным шотландцем, вставшим во главе разношерстной бригады гордых горцев, боровшихся за свободу. Он был весьма крупным землевладельцем с хорошим образованием, который сражался с британцами в первую очередь ради защиты своей собственности. Так что борьбой за объединенную Шотландию тут и не пахло. Более того, в фильме напрямую говорится о том, что именно Уоллас стал отцом ребенка принцессы Изабеллы, к великой досаде ее мужа Эдварда I. На деле же эти двое не только ни разу не встречались, но принцесса еще и вышла замуж только в 1308 году, три года спустя казни Уолласа, и ее первый ребенок родился только в 1312. К тому же принцесса Изабелла вовсе не была такой уж добросердечной гуманисткой, как это показано в фильме. Через несколько лет после свадьбы она организовала убийство своего мужа и начала собственное вторжение в Шотландию.

Что же касается непосредственно битвы, то здесь переврано практически все, что только возможно. Сцены, где шотландские дворяне оставляют Уолласа и где ирландские отряды поворачиваются против англичан - чистая фантастика. Не говоря уже о том, что синяя боевая раскраска, ставшая своего рода торговой маркой фильма, использовалась древними кельтами и вышла из моды за несколько тысяч лет до описанных в фильме событий. В контенте В РАМКЕ:

"Бонни и Клайд" (Артур Пенн, 1967)

Дерзкие и сексуальные Бонни и Клайд в исполнении Уоррена Битти и Фэй Данауэй были чертовски привлекательной парой. Но, к сожалению, они не имели ничего общего с реальными Бонни Паркер и Клайдом Бэрроу. Между ними никогда не было любовной связи - некоторые свидетельства говорят в пользу того, что Клайд вовсе не интересовался женщинами. К тому же они были самыми хладнокровными преступниками своего времени: начав в апреле 1932 года двухгодичную одиссею грабежей и убийств, они отправили на тот свет в общей сложности 15 человек.

Кстати, грабители из них были никудышные. Вместо того чтобы провернуть несколько громких и красивых ограблений, они предпочитали грабить небольшие магазинчики. Они вовсе не были народными героями - простые люди боялись и ненавидели их, поскольку знаменитая парочка могла запросто обчистить и их, разглядев в них легкую добычу.

В фильме Бонни и Клайд в конце концов погибли от рук офицера Фрэнка Хэймера, который расстрелял их из мести за собственное похищение ранее по ходу фильма. Реальные Бонни и Клайд были действительно расстреляны из автомата Фрэнком Хэймером, который преследовал их в течение ста дней, но вот никакого похищения никогда не было. Знаменитую пару никто никогда не оплакивал - местные жители даже были рады выложить немного денег за возможность попялиться на изрешеченные пулями тела.

где заказать стихи