Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Почему мертвец моргает

Copyright © Виктор Апрелев

Перепутать раненую ногу (штык вонзается в правую, а кровоточащая рана оказывается на левой) - такое случается даже с большими мастерами кино. Например, с Оливером Стоуном (я говорю об эпизоде во «Взводе», где чернокожий солдат Фрэнсис, сосед Тэйлора по окопу, ранит себя штыком, чтобы попасть в санитарный вертолет). За всеми мелочами не уследишь. Такие ошибки не вредят художественному эффекту фильма: ведь мы понимаем, что это все условно, и никто не думает, что человеку, которого зритель видит на экране, в самом деле проткнули ногу штыком.

Такую неправду зритель готов прощать. Но грань между простительным и непростительным браком слишком тонкая. Большая правда в фильме может быть зачеркнута ошибкой монтажера, или гримера, или ассистента режиссера. Чья-то невнимательность, или небрежность, или скаредность губят - или могут погубить - художественный замысел. Ведь когда фильм шит белыми нитками, это оскорбляет зрителя: зритель видит, что его держат за болвана, который ничего не заметит, ничего не поймет и ничего не знает...

Любого мальчишку раздражает, когда герой стреляет из револьвера, не заряжая барабана, двадцать раз подряд. А есть такие зрители, что заметят и не то! Например, в «Парке юрского периода» один кинозритель увидел «вопиющую ошибку»: когда дети укрываются на дереве от хищников и туда, в листву, к ним заглядывает коровообразный брахиозавр, они его гладят и кормят листьями, и ящер потешно, как корова, жует, двигая челюсть влево-вправо, а настоящие брахиозавры жевали не так - они могли двигать челюстью только вперед-назад...
Такие детали, конечно, знают лишь специалисты и энтузиасты, но если бы все «помарки» в фильмах были таковы!

...В знаменитой «Бездне» Джеймса Камерона в жуткой сцене обнаружения тел в затонувшем корабле мертвец моргает, и не один раз. В «Списке Шиндлера» Стивена Спилберга в конце картины евреи, спасенные Оскаром Шиндлером, прощаются с ним, и в толпе заметны несколько человек, которые по сюжету уже мертвы, - это те же артисты, которые играли в сцене сожжения тел погибших узников, - догадайтесь, кого...

Невежество и недомыслие
Самые оскорбительные, пожалуй, для зрителя ляпсусы кинематографистов - это те, что допущены по лености, недомыслию или небрежности.
... Когда «Титаник» тонет в фильме того же Джеймса Камерона, радист посылает в эфир сигнал бедствия, три буквы кодом Морзе - CQD. Между тем - и это важное обстоятельство трагедии - «Титаник» был первым судном, которое передало в эфир SOS - только что принятый тогда новый международный сигнал бедствия. И именно потому, что радисты идущих поблизости судов не сразу поняли смысл этого сигнала, никто не пришел на помощь гибнущему кораблю.
Непонятно, почему авторы не соблюли точность в таком важном моменте. Несомненно, это сказывается на восприятии сюжета.

Смешную и обидную для зрителя небрежность проявили создатели «Тринадцатого воина», фильма о крестоносцах. Там герой Антонио Бандераса, мавр, предлагает своему оруженосцу обратиться к чужестранцам по-гречески, и тот заговаривает с ними на латыни. Этот язык и служит им затем для общения - латинский, называемый греческим.

В знаменитых «Четырех комнатах», очевидно, не был запланирован эффект раздвоения или вездесущности Теда. Он проявился нечаянно. Когда в комнате № 409 Теда держит на мушке сумасшедший Зигфрид, звонит телефон - детки из комнаты № 309 интересуются, нет ли у Зигфрида в номере шприцев. Между тем когда смотришь следующую новеллу, про детишек, видишь, что в тот самый момент, когда девочка звонит спросить про шприц, Тед находится у себя за стойкой. Или - как то выходит по драматургии фильма - в двух местах одновременно...

Пример полного презрения к зрителю - относительно недавний голливудский «блокбастер» «Вулкан». Герои этого фильма все время оказываются и совершают действия в каких-то метрах от раскаленной лавы и при этом даже не потеют. Между тем на земле мало встречается вещей горячéй лавы (если вообще такие вещи есть), она много горячее пламени и углей, а любой пожарный скажет, что, когда горит дом, подойти к огню ближе чем на три-четыре метра без спецодежды нельзя. Расхаживать так близко к лавовым потокам, как это делают герои «Вулкана», - по определению одного эксперта, то же, что радоваться жизни в печи, где жар достигает 2000 градусов. А еще в этом фильме люди останавливают лаву - которая есть расплавленная порода - бетонными барьерами...

Пожарные, поливая из шлангов лаву, метят струями не в голову языка, а куда-то в середину - ведь языки лавы «подрисовывали» потом на компьютере, откуда актерам было знать, в какое место пририсованного предмета они попадут?

Главный герой по ходу действия много переговаривается по телефону - звонит он, и звонят ему. Причем друзья успешно до него дозваниваются даже после того, как он, потеряв свой мобильный, берет телефон сначала у одного, потом у другого персонажа...

Подтасовка Не меньше, чем небрежность и наплевательство, обижают зрителя сознательные подтасовки. Исторических фактов, деталей - когда реальные события и реальные личности перекраиваются и перекрашиваются по произволу режиссера. Ведь в основе та же презумпция: мол, все равно НИКТО не знает, когда эти короли жили, какого роста был поэт Верлен, чем вооружались тамплиеры и «как там вообще все было».

В «Отважном сердце» Изабелла Французская, жена принца Эдуарда (будущего короля Эдуарда II), ведет переговоры с вождем восставших скоттов Сэмом Уоллесом. Влюбляется в него, спасает его из нескольких ловушек, беременеет и рожает от него. Когда Уоллеса пытают и казнят по приказу короля Англии Эдуарда I, Изабелла приходит к одру парализованного и умирающего свекра, чтобы помучить его, сообщив правду об отце ребенка. На деле же ничего такого не было и не могло быть. Уоллеса казнили в 1305 году, а Эдуард I умер в 1307-м, оставаясь до последних дней в добром здравии. Эдуард II женился на Изабелле Французской и того позже - в 1308-м. И до тех пор принцесса не ступала на Британские острова и, конечно, никогда не встречалась с Сэмом Уоллесом и не видела его. А первого ребенка она родила в 1312 году, и покойный вождь скоттов никак не мог быть его отцом (если, конечно, он не был донором спермы).

Еще один исторический ляпсус «Отважного сердца» - это волынки, которые там играют в нескольких сценах. Действие фильма относится к XIII-XIV векам, а волынки в Шотландии появились только в шестнадцатом.

Резиновые топоры Таким условным названием можно обозначить разные неувязки и «ляпы», связанные с плохим реквизитом, дешевой бутафорией и техническим браком при проявке, монтаже и пр., - в общем, собственно те случаи, когда видно «нитки», которыми сшито кино. Это мелочи, но особенно обидные - такие, которые зритель никогда не прощает. Я знаю, что мушкетеры на экране дерутся ненастоящими шпагами и кровь льется ненастоящая, но я не хочу, чтобы это было ОЧЕВИДНО, я хочу, чтобы меня обманули. Иначе ведь нет чуда кино!

...В том же «Отважном сердце», когда скотты шагают на битву, у одного рыжеволосого героя на переднем плане резиновое лезвие топора колеблется в такт шагам. Кроме топоров бывают резиновые стены: в комедии «Лжец, лжец» герой Джима Кэрри с размаху бросается на облицованную плиткой стену туалета, пытаясь разбить себе лицо, но зритель ясно видит, как под ударами тела актера резиновая стена прогибается...

...В исключительно сильном полицейском триллере «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» в головокружительной сцене погони (вообще одна из самых напряженных и ярких погонь на машинах в кино) в какой-то момент правостороннее движение меняется на левостороннее. Можно предположить, что при проявке фильма негатив перевернулся и этого никто не заметил...

Гоблины студии «Юнивёрсал» Технического брака, ошибок небрежности, невежества, недомыслия можно избежать. (Если хватит добросовестности. И денег - на топоры из твердой резины.) Но, случается, «грязь» проникает в фильм совершенно непостижимым образом - и никто-никто не может объяснить, как это случилось.

Интересно, что зачастую такие неожиданности несут неоднозначный и удивительный эффект восприятия. Что ни говори, современное кино - область применения самоновейших технических чудес, и тут никак не может обойтись без полтергейста. Ведь даже на обычных фотографиях с сельской свадьбы иногда проступают какие-нибудь призраки или жуткие рожи...

...В «Аполлоне-13» внимательный зритель увидит, что прямо перед тем, как герой Тома Хэнкса посмотрит в иллюминатор и заметит, что из корабля истекает газ, за иллюминатором в космическом пространстве появляется рука с указующим перстом (рука появляется на 11-й секунде 55-й минуты фильма). Будто ангел велит астронавтам выглянуть в окошко. Это не запланированное явление, это не было срежиссировано, но это создает замечательный художественный эффект. Так, наверное, кино само творит себя...

P.S. Автор благодарен создателям и корреспондентам сайта www.slipups.com за возможность обменяться информацией о кинематографических «ляпах».