Гэри Олдман: Боль и злость никуда не уходят
Copyright © Виктор Апрелев, 17.10.2001
В "Памятке голливудского продюсера" есть табличка типов, в которой против графы
"Парень без тормозов, ярость и буйство" стоят три имени: Крис (Уокен), Виллем
(Дэфо), Гэри (Олдман).
Ему смешно, что люди думают о нем как о "чокнутом" и "трудном": "Кто меня знает,
скажет, что я легкий человек, с чувством юмора. Со мной никаких проблем: я никогда
не опаздываю, всегда знаю текст. Для режиссеров работать с таким артистом как
я, просто мечта, серьезно. Делаю, что говорят, режиссер для меня - босс..."
И вот еще: "Я никогда ни на кого не злюсь. Один человек может меня взбесить -
я сам".
В кино люди должны плакать, сжимать кулаки и кусать губы, считает самый знаменитый
экранный злодей Голливуда.
Кто этот человек на экране?
На съемочной площадке, где работает Гэри Олдман, - легкая и радостная атмосфера. Творческая. Гэри не перестает играть. Он занимает и развлекает других: шутит,
гримасничает, фокусничает, пародирует партнеров... Ему хочется сыграть в лирической
комедии: "Я немного клоун, это так. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь взял в работу
эту сторону моей натуры. Кто видел "Дракулу", понимает, что я здорово могу играть
комедии"...
С ним легко. Но - легко ли ему? Свой путь и природу своего дарования он объясняет,
прибегая к такой вот притче. "Мой сын Альфи терпеть не может шума. У него болезненная
чувствительность к громким звукам. Когда вдруг завоет сирена на улице, Альфи
начинает истерично визжать. Но вот мы с ним идем в музыкальный магазин, где продаются
барабаны, и мой приятель встречает нас там и начинает играть на ударных. Сажает
Альфи рядом, тот тоже стучит - и все в порядке, никакой фобии. Парень сам колотит
по барабанам и производит ужасный шум. Все дело в том, что этот шум он может
контролировать, это его шум. Так же и со мной. Мне кажется, я затем хотел стать,
и стал, актером, чтобы иметь возможность управлять тем, чего боюсь".
В теорию катарсиса на сцене Гэри не верит - и не ищет в игре освобождения от
"плохой энергии", страхов и нездоровых переживаний. "Это как игрушка, в которой
идет снег, - говорит он. - Тряхнешь - содержимое взболтается, но никуда не
денется. Опять осядет на дно".
...Кто этот человек на экране...
Мы видим его лицо - и верим ему.
Мы проникаемся его судьбой и восхищаемся им.
Нас охватывают сильные и глубокие чувства.
В нем страсть такой силы, что редко встретишь.
Он - человек, который знает, в чем фокус в этой жизни.
И его талант безграничен.
Эти стихи некая Валери Фулмер посвятила своему любимому артисту и опубликовала
в интернете (перевел их я - как смог. - В.А.). Стихотворение ее называется
"Безграничность таланта", и в нем говорится о бесконечном многообразии лиц человека
по имени Гэри Олдман. Впрочем, тому, кто видит, что дар Гэри не помещается ни
в какой "тип", а игра не укладывается ни в одну "графу", достаточно и одного
лица... Ведь парадоксальный Олдман, получивший в актерской среде прозвище хамелеон
(какое признание!), в каждой роли играет себя. Он сам так говорит. И добавляет:
"Людям нравится видеть сочетание ранимости и неистовства, а это именно то, что
они видят в моих персонажах".
Освальд
Например, Освальд в JFK Оливера Стоуна - роль, написанная как будто специально
для Олдмана. В этой небольшой роли вполне явна главная драма наиболее "личных"
его персонажей: человек сбивается с пути и дает демонам увлечь себя в тот ад,
откуда уже нет пути никуда; сбивается потому, что слаб и уязвим, а не потому,
что плох или грешен.
Освальд и Олдман очень похожи - доверимся мнению тех, кто знаком с обоими -
например, вдовы Освальда Марины, с которой встречался, работая над ролью, Гэри.
Освальд на свой лад тоже был актер и играл в разные личности и судьбы (несколько
раз менял паспорта и имена, жил в СССР, потом вернулся в Штаты, впутался в убийство
Кеннеди...).
У Освальда была очень своеобразная речь, которую трудно воссоздать. Даже Олдман,
признанный в Голливуде мастер имитации речи, долго не мог этого сделать. "У него
была самая необычная манера говорить из всех, с какими я сталкивался, - говорит
Гэри. - Речь рваная, смазанная - нет ритма, нет каких-то устойчивых особенностей
произношения (!), никакого выраженного акцента. Я ума не мог приложить, как к
этому подойти. Но тем интереснее это было - такая речь из всех людей только
у одного - Освальда". Олдману удалось первому из "всех людей" скопировать и
звучание речи, и своеобразную мимику своего героя.
После выхода JFK один приятель в разговоре с Гэри похвалил режиссера за то, как
удачно тот смонтировал игровые сцены с документальными кадрами, где "настоящий
Освальд". Это было признание - никаких "документальных кадров" в фильме нет,
только Гэри Олдман. И именно благодаря ему не скажешь, что в картине нет "настоящего
Освальда".
Он изучал фигуру Освальда, читал книги, ворошил документы, встречался с энтузиастами
расследования далласских событий. "Предмет так обширен, что просто целиком захватывает
тебя, - рассказал Олдман журналистам. - На три месяца я превратился в детектива.
Но у меня было свое расследование - я старался из осколков, которые у меня были,
воссоздать личность человека, который был и остается для всех совершенной загадкой".
Перевоплощение в Освальда кое-чего стоило: "Когда играешь таких обреченных одиночек,
как Освальд, это привносит в твою жизнь нечто, и жизнь реальная и экранная начинают
переплетаться. Но в конце концов именно этого и надо актеру, пока он работает
над ролью".
Игра Олдмана в JFK производит жутковатое впечатление, от нее веет чем-то потусторонним.
"Меня "застрелили" точно на том самом месте, где застрелили настоящего Освальда.
Это было жутко - как танцевать с привидением", - говорит артист.
Он играл не убийцу. Из своего расследования Гэри вынес убеждение в том, что Освальд
не стрелял в Кеннеди. "Он был в заговоре - но он был пешкой, рядовым, поставленным
с ружьем на часах - вроде того. Он просто не осознавал, во что впутался, а когда
понял, было слишком поздно. Как он сам говорил, он "оказался крайним".
Освальд - ключ ко многим его ролям. Гэри всегда перевоплощается в того, кого
играет (особенно если речь идет о реальных людях, живших на земле), и всегда
остается собой - уязвимым и неистовым.
Своих героев он оправдывает, сочувствует им (не потому ли мы ему верим?) На премьеру
JFK Гэри пришел в черном пиджаке, бархатном шейном платке и сверкающем блестками
жилете. Он хотел выглядеть отчасти байроническим денди, отчасти лудильщиком,
одевшимся на кутеж. Это был "знак признательности Освальду" - многоликому и
экстравагантному простофиле.
Оправдал Гэри и Дракулу - тот был "не просто вульгарный злодей, но падший ангел".
"Я старался показать, как в Дракуле борются добро и зло и как мятется его дух",
- сказал по выходе ленты актер.
К богемскому вампиру он отнесся с неменьшим пиететом, чем к Освальду, Сиду Вишезу, Джо Ортону, Бетховену и другим реальным людям, которых ему доводилось изображать в кино. Работая над ролью, он сделал свой голос ниже почти на октаву, наработал
румынский акцент и научился говорить чисто и с пониманием румынские фразы -
в фильме есть сцены, где Влад говорит на своем языке.
Демоны и ангелы
Гэри Олдман - саузлондонер, парень из южного Лондона, самой пролетарской и бандитской
стороны города, района доков. Детство его пришлось на шестидесятые, когда Британия
- по сравнению с нынешним днем - была нищей, и развлекались парни из Нью-Кросс
(так называется район, где вырос Гэри) просто: водка, драка и дебош. Пока он
не ушел из семьи (это случилось, когда Гэри было семь), в доме все время ругались,
скандалили и дрались - старший Олдман в пьяном буйстве избивал свою жену Кэй.
Кроме ценнейшего эмоционального багажа - гнев, страх, отвращение, сострадание
- Гэри досталось от него еще кое-что. Старший Олдман оставил сыну в наследство
букет "алкоголических" генов (Леонард скончался в 1986 году "от употребления",
после ухода из семьи он видел Гэри не более двух раз).
С водкой - по слухам, в свое время он выпивал по две бутылки водки (именно -
vodka) в день - у Гэри была настоящая проблема. "Пропускать третью стопку виски
в 9.30 утра в баре в одиночку - это в самом деле интересно, не правда ли? Прекрасная
жизнь! Но в этом явственно ощущается вкус саморазрушения, - говорил он спустя
год-два после выхода из клиники для алкоголиков. - Я думаю, это неизбежно. Доходишь
в какой-то момент до того, что привыкаешь чувствовать себя плохо - а когда все
складывается нормально, появляется ощущение, будто что-то не так".
Из-за водки у него были неприятности с законом. На съемках "Дракулы" как-то вечером
они основательно набрались с Кифером Сазерлендом, а потом Гэри сел за руль. Арест,
наручники, фото в бульварных журнальчиках, суд. Гэри, по его словам, повезло,
что судья видел его фильмы - артист отделался лишением прав и тремя сутками
домашнего ареста.
Нам всем повезло. Повезло, что от тоски Нью-Кросса этот парень сбежал не в футбольные
хулиганы и не в банду (хотя с бандами у него "были отношения" и, по его словам,
он вполне мог "пойти той дорогой").
Тяга к переодеванию и лицедейству проснулась у Гэри в детские годы. В Королевскую
академию драматического искусства его в свое время не приняли и прямо посоветовали
"идти в другую сферу деятельности". Он не послушался - и получил степень бакалавра
искусств в Школе драмы и декламации Розы Брафорд, в Кенте.
...Слава его закономерно началась с "тяжелого" материала: после роли Сида Вишеза
- лидера Sex Pistols и британского (а другого в семидесятые не было) панк-рока,
талантливого, но слишком подпавшего под власть своих демонов человека.
Гэри своим демонам противостоит. Но боль - и об этом он не раз говорил - никуда
не уходит. И вдруг понимаешь, что любишь всей душой чертов Нью-Кросс и что всю
жизнь тосковал и тоскуешь по отцу - хотя прежде не осознавал этого. Что не просто
любил отца, но видел в нем пример для подражания. И что подражал ему самым неудачным
образом: Гэри отчаянно скучает по своему Альфи, который остался с мамой (первая
жена Олдмана - британская актриса Лесли Менвиллл) и все время думает о нем...
"Не через рот": Гэри на повороте
Любовь и ненависть к своему детству и людям из тех времен Гэри излил в фильме,
который поставил по своему сценарию. Злом, "грязном", тяжелом - и очень поэтичном
- фильме про дикие нравы и удивительную жизнь южного Лондона шестидесятых. Он
просто не мог об этом не рассказать - по его словам, те люди, те события и те
чувства в последние годы не давали ему покоя, настойчиво требуя воплощения в
художественной форме и аудитории.
Канва, сцены и сюжеты - из жизни, из тех лет. Но не все детские впечатления
попали в кино. Люди покидали кинозалы, не в силах смотреть сцену, где главный
герой, вечно пьяный пролетарий Рэй (прототип - отец Гэри, а играет Рэя великолепный
Рэй Уинстон, знакомый нашему зрителю как Уилл Скарлет из британского сериала
"Робин Гуд"), избивает ногами беременную жену, а Гэри говорит, что не стал включать
в картину самые жуткие эпизоды из детства, потому что люди просто не поверили
бы, что такое возможно в жизни, и записали бы фильм в жанр "чернухи".
Хотя все и так вполне "черно". Эрик Клэптон, автор саундтрека к фильму, отсматривая
материал, сказал Гэри: "Ну, парень, ты как на всех наблевал".
Называется это кино Nil by mouth ("Не через рот") - такую табличку вешают в
больницах на кровати больного, которому можно вводить лекарства только путем
инъекций. Гэри начал работу над этим проектом как раз в дни борьбы со своей болезнью.
Самое название фильма было ему предостережением и напутствием. Вообще, в это
название можно вкладывать разный смысл. "Они все время пьют и не выпускают изо
рта сигарет, - говорит Олдман о своих героях, - то есть рот все время чем-то
занят. Но они не говорят друг с другом: их речь - это грубая брань или междометия.
Как часть речевого аппарата рот им вроде совсем и ни к чему".
"Не через рот" автобиографичен не только в том смысле, что это история семьи
Гэри Олдмана. "Часть меня во всех героях. И Рэй - это немного я, и Билли, психопат
и бандит (прототип Билли - муж сестры Гэри - был участником нескольких южнолондонских
банд, однажды его чуть не застрелили у дверей паба. - В.А.). Все".
На пресс-конференции в Каннах после показа своего фильма Гэри был заметно растроган
- слезы стояли в глазах. Он сделал это - для всех парней из Нью-Кросс и других
британских трущоб, парней, которым по восемнадцать, и которым не стать кинозвездами
(он потом говорил: "Думаю, публике из Нью-Кросса мое кино понравится"). Правда,
он сам как бы не заметил своих слез - в одном интервью после показа спросил
журналиста: правда, я плакал? А то я тут прочитал в газете...
"Рот" вышел в 1997-м. С тех пор фильмов с Олдманом появилось немного. Возможно,
теперь мы узнаем другого Гэри, и в памятке продюсера его имя впишут в другую
графу. Очень вероятно - и этого очень бы хотелось - что Гэри продолжит снимать
свое кино. Тем более что мастера режиссуры прочат ему здесь самые радужные перспективы
- Фрэнсис Форд Копполла на съемках "Дракулы" сказал: "Этот парень очень скоро
начнет сам ставить хорошие фильмы. У него талант".
Когда его спрашивают, трудно ли ему далось то или другое (например, снимать),
он говорит: "Да что бы ты ни делал, все трудно - танцевать, играть, писать музыку
- все" (вот слова человека, который знает, "в чем фокус этой жизни").
Так что - "следите за рекламой", - возможно, он выпустит книгу (еще семь лет
назад Гэри подумывал сочинить детскую книжку - для сына) или напишет симфонию.
А вероятнее всего, опять будет кино. Какое - никто не знает. Но я, например,
обязательно пойду смотреть.
Потому что сегодня Гэри может себе позволить работать в хорошем кино (прошла
всеядная одержимость игрой и достигнута нужная творцу денежная независимость).
В таком, смотря которое люди плачут или сжимают кулаки. Он сам плачет в кино
- и, если это с ним случается, фильм получает его признание: "Мне нужно, чтобы
меня задело, чтобы меня заставили переживать. В искусстве меня интересует не
развлечение. Показывают, как люди с деньгами хорошо проводят время - но в этом
нет никакой драмы. Вот если ты выходишь из кино с ощущением, что тебе ракету
вставили в задницу и подожгли фитиль - тогда ты посмотрел стоящий фильм. Стелла
Адлер говорила, что жизнь разрушает и разъедает дух. В жизни мы неизбежно теряем:
хороним родителей, разводимся, сталкиваемся с болезнью и смертью - все это постепенно
истощает дух. Искусство, по мысли Стеллы, напоминает каждому о том, что дух у
него все же есть".
Стать Шопеном. Главный секрет Гэри.
Он такой блестящий актер, потому что умеет претворять в игру свою настоящую боль:
"Говорят: метод, все такое... Не знаю, есть ли у меня метод. Когда в кино мне
нужно плакать - откуда-то приходят настоящие слезы, то есть то, что их вызывает"...
Но для того чтобы творить честное искусство, мало чувствовать боль и скорбеть
о человеке. Нужен дар.
Об Олдмане как-то написали - игра не только его ремесло, его хлеб и его искусство
- это его нормальное состояние. Он говорил, что изучать систему Станиславского
для него бесполезно - потому что он играет не умом. "Игра - это все ощущения;
не знаю, как это получается - просто по наитию ты знаешь, что делать, становишься
другим".
Он говорит, что в детстве перепробовал разные занятия, но всякий раз скорее играл
в то или это занятие. Увлекся боксом и Мохаммедом Али, записался в секцию, ходил
на занятия. "Из меня выходил совершенно никудышный боксер - но на тренировках
я смотрелся великолепно. Посмотреть на меня - просто прирожденный боксер. Я
здорово изображал все эти действия - удары по груше, бой с тенью, работу ног.
Я мог сыграть боксирование, но боксером не был.
Я хотел стать пианистом. Боксером. Рок-звездой. Шопеном и Джоном Ленноном. Еще
я хотел стать футболистом. А стал всем сразу".
"Я всегда делаю, что хочу, - говорит Гэри Олдман. - Важно иметь инстинкт, влечение
к чему-то. Если тебе удается захватить аудиторию, заставить людей что-то переживать,
это самое лучшее, что случается пережить. Лучше чем секс, так заводит. Работая
в офисе, такого не узнаешь никогда"...
Заметим, что с точки зрения "аудитории" сопереживать героям Олдмана - тоже возбуждающий
и радостный опыт - и, пожалуй, тоже "не хуже" секса.
РЕКЛАМА:
Крит - красивейший и самый большой из островов Греции, древний культурный центр страны. Отдых на острове Крит бьёт все рекорды по комфортабельности - его туристическая инфраструктура развита более других островов. Море, солнце, зелень и неповторимый исторический колорит не оставят равнодушным ни одного путешественника...
|