Борьба души, разума и тела
Copyright © Влад Михайлов aka Nevmen
Три источника имеют влечения человека:
душа, разум и тело. Влечение души
порождает дружбу. Влечение ума порождает
уважение. Влечение тела порождает похоть.
Соединение трех влечений порождает любовь. © "Ветка персика", древнеиндийский трактат.
В основе каждого произведения лежит конфликт, он играет ту же роль в литературе, какую пряности играют в кулинарии. Плохой рассказчик потому и плохой, что не знает
этого. А может просто тот человек видит конфликт там, где
нам его и под микроскопом разглядеть не дано. Вспомните
полуторачасовой телефонный разговор жены с подругой про
вчерашнюю вечеринку. Вас не заинтересовало во что была
одета Елена Петровна и ка-ак Николай Семенович смотрел
на Татьяну? Черствеете.
Конфликты часто классифицируют по внешнему признаку: бытовой, психологический, социальный, даже военный, но все равно, согласитесь, в основе каждого стоит человек. Поэтому я хочу порассуждать о внутреннем конфликте литературных героев, опираясь на древнеиндийскую трактовку источников
человеческой мотивации. Итак, примем на веру, что наше
поведение определяет взаимодействие трех основных субстанций,
трех источников и трех составных частей - души, разума и тела.
Попытаюсь сопоставить с каждой из них глагол. Тело - это то,
что постоянно говорит нам "хочу": есть, пить, избежать боли,
согреться, прохладиться, насладиться и т.п. Ему противостоит
разум со своим "должен". Ты должен сдерживать свой голод,
пока не насытится вожак, не можешь вволю поорать от боли,
если это стыдно. И вообще неразумно и опасно нарушать
установленные местным сообществом правила. Но есть то, что
может быть сильнее и капризного тела, и расчетливого разума.
Это человеческая душа с ее бесконечным "могу". Она может
оказаться сильнее, но может и проиграть. Давайте рассмотрим
различныее исходы конфликтов тела, разума и души, лежащих
в основе литературных произведений.
1) Разум versus Тело, победа Тела (должен, но не хочу):
Классический сюжет. "Ромео и Джульетта". Тело хочет любви,
общественное сознание против. Зритель симпатизирует любви.
2) Разум versus Тело, победа Разума (хочу, но должен):
Более редкий сюжет, соцреализм какой-то. Из классики
навскидку припоминается "Но я другому отдана и буду век
ему верна". Зритель в смятении.
3) Разум versus Душа, победа Души (должен, но не могу):
Галилео Галилей, "Но все-таки она вертится!". Святые.
Зритель рукоплещет.
4) Разум versus Душа, победа Разума (могу, но должен):
"Один час полной жизни", "Чому я не сокiл?", а еще Понтий
Пилат, ранний Родион Раскольников. Зритель в легком шоке.
5) Душа versus Тело, победа Тела (могу, но не хочу):
Половозрелая литература. Из проблемных приходит в голову
"Лолита". Старушки окончательно шокированы, молодежь
похабно ржет.
6) Душа versus Тело, победа Души (хочу, но могу):
Главный герой весь фильм с пистолетом в руке ищет своего обидчика, а в конце смотрит ему в глаза, поворачивается и
уходит. Старушки довольны, молодежь окончательно сбита с
толку, теряет жизненные ориентиры и идет колоться.
Автор заранее признает неполноту, а порой и спорность,
некоторых своих примеров и комментариев, он оставляет
возможность не потерявшим чувство юмора читателям
применить предложенную им схему анализа к любому
произведению, в частности к собственным сочинениям.