Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Борьба души, разума и тела

Copyright © Влад Михайлов aka Nevmen

Три источника имеют влечения человека: душа, разум и тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает похоть. Соединение трех влечений порождает любовь. © "Ветка персика", древнеиндийский трактат.

В основе каждого произведения лежит конфликт, он играет ту же роль в литературе, какую пряности играют в кулинарии. Плохой рассказчик потому и плохой, что не знает этого. А может просто тот человек видит конфликт там, где нам его и под микроскопом разглядеть не дано. Вспомните полуторачасовой телефонный разговор жены с подругой про вчерашнюю вечеринку. Вас не заинтересовало во что была одета Елена Петровна и ка-ак Николай Семенович смотрел на Татьяну? Черствеете.

Конфликты часто классифицируют по внешнему признаку: бытовой, психологический, социальный, даже военный, но все равно, согласитесь, в основе каждого стоит человек. Поэтому я хочу порассуждать о внутреннем конфликте литературных героев, опираясь на древнеиндийскую трактовку источников человеческой мотивации. Итак, примем на веру, что наше поведение определяет взаимодействие трех основных субстанций, трех источников и трех составных частей - души, разума и тела.

Попытаюсь сопоставить с каждой из них глагол. Тело - это то, что постоянно говорит нам "хочу": есть, пить, избежать боли, согреться, прохладиться, насладиться и т.п. Ему противостоит разум со своим "должен". Ты должен сдерживать свой голод, пока не насытится вожак, не можешь вволю поорать от боли, если это стыдно. И вообще неразумно и опасно нарушать установленные местным сообществом правила. Но есть то, что может быть сильнее и капризного тела, и расчетливого разума. Это человеческая душа с ее бесконечным "могу". Она может оказаться сильнее, но может и проиграть. Давайте рассмотрим различныее исходы конфликтов тела, разума и души, лежащих в основе литературных произведений.

1) Разум versus Тело, победа Тела (должен, но не хочу):

Классический сюжет. "Ромео и Джульетта". Тело хочет любви, общественное сознание против. Зритель симпатизирует любви.

2) Разум versus Тело, победа Разума (хочу, но должен):

Более редкий сюжет, соцреализм какой-то. Из классики навскидку припоминается "Но я другому отдана и буду век ему верна". Зритель в смятении.

3) Разум versus Душа, победа Души (должен, но не могу):

Галилео Галилей, "Но все-таки она вертится!". Святые. Зритель рукоплещет.

4) Разум versus Душа, победа Разума (могу, но должен):

"Один час полной жизни", "Чому я не сокiл?", а еще Понтий Пилат, ранний Родион Раскольников. Зритель в легком шоке.

5) Душа versus Тело, победа Тела (могу, но не хочу):

Половозрелая литература. Из проблемных приходит в голову "Лолита". Старушки окончательно шокированы, молодежь похабно ржет.

6) Душа versus Тело, победа Души (хочу, но могу):

Главный герой весь фильм с пистолетом в руке ищет своего обидчика, а в конце смотрит ему в глаза, поворачивается и уходит. Старушки довольны, молодежь окончательно сбита с толку, теряет жизненные ориентиры и идет колоться.

Автор заранее признает неполноту, а порой и спорность, некоторых своих примеров и комментариев, он оставляет возможность не потерявшим чувство юмора читателям применить предложенную им схему анализа к любому произведению, в частности к собственным сочинениям.