Контрактники
Copyright © Иван Зоркий
Здравый смысл и чувство юмора вылетают в форточку, когда кинозвезды и продюсеры перед созданием очередного шедевра подписывают контракты. Предлагаем вам рассказ о самых сумасбродных контрактных требованиях обитателей Голливуда.
Джонни Вейсмюллера - первого исполнителя роли Тарзана, а до этого участника американской олимпийской сборной по плаванию - с возрастом так разнесло, что его уволили из "Тарзана" по причине профнепригодности. Тем не менее после этого Джонни удалось подписать контракт на съемку в аналогичном сериале - "Джим из джунглей". Правда, продюсеры поставили актеру одно условие: его вес во время съемок не должен был превышать 190 фунтов (чуть больше 86 кг). Каждый лишний фунт грозил Вейсмюллеру штрафом в 5000 долларов.
"Джиму из джунглей" была уготована долгая жизнь - семь лет, и все это время вес Джонни Вейсмюллера не выходил за отметку 189 фунтов!
А вот случай прямо противоположный. Актриса Рики Лэйк, соглашаясь на съемку в "Лаке для волос" (1988) Джона Уотерса (там ей предназначалась роль коротенькой пухлой девицы), поклялась на контракте ни в коем случае не худеть. Во время съемок Уотерс помогал Рики блюсти себя, то и дело подкатывая к ней вооруженный ванночками с мороженым.
Том Сайзмор перед съемками в "Схватке" (1995) Майкла Манна подписался под пунктом контракта, гласящим, что в случае его смерти при съемке трюковых сцен родственники не будут подавать иск против продюсеров. И против студии. И против постановщиков трюков. И - против поставщиков провизии (!).
Известный комедийный актер Мики Руни начал карьеру еще в шестилетнем возрасте. В его тогдашнем контракте со студией MGM имелся пункт, запрещавший ребенку-звезде есть некоторые продукты. Причем запрет не ограничивался банальными конфетами и пирожными: Руни обязывался держаться подальше и от "печенки, оленины, свиного сала и консервированной рыбы".
В 20-х годах кинопродюсеры так переживали за благополучие своей самой кассовой звезды Дугласа Фербенкса-старшего, что подписали с ним контракт, запрещающий воздушные путешествия.
Испанский гений Луис Бунюэль терпеть не мог ждать шофера со студии, отвозившего режиссера на работу. Поэтому он заключил со своими продюсерами сделку, согласно которой возле его дома сутки напролет стоял студийный автомобиль с включенным двигателем. (Кое-кто может заметить, что это не самый эксцентричный поступок со стороны человека, который во имя искусства прибивал дохлых мулов гвоздями к пианино.)
Свидетели утверждают, что список требований, предъявляемых работодателям прославленным комиком Питером Селлерсом, можно было читать как историю психической болезни. В частности, Селлерс требовал, чтобы во время съемок кровать в его гостиничном номере располагалась строго с запада на восток. А еще он отказывался пользоваться гримерными в пурпурных тонах - после того как режиссер Витторио Де Сика сообщил ему, что пурпурный - цвет смерти.
Общее место контрактов сегодняшних кинозвезд - пункт, оговаривающий, что звезда не будет обнажаться в кадре (и потому в ближайшем будущем нам не удастся увидеть нагишом, к примеру, Нив Кэмпбелл, Дэнзела Вашингтона или Уоррена Битти). Тем страннее выглядит условие, на котором всегда настаивал при подписании своих контрактов Стив Маккуин: возможность в любой момент раздеться перед камерой. Король крутых был уверен, что зрительницы обожают его не в последнюю очередь благодаря физическим достоинствам, и всегда был рад продемонстрировать их во всей первозданности. Но и о мужской части аудитории Маккуин не забывал: согласно контракту он всегда мог настоять на добавлении в окончательный монтаж пары-тройки трюковых сцен. Вот откуда, например, в начале фильма "Цинциннати Кид" (1965) появилась драка, бессмысленность которой озадачила не одного зрителя.
Дед Дрю Бэрримор - легендарный Джон Бэрримор - обязательно включал в свои контракты пункт, согласно которому его, горького пьяницу, не смели тревожить съемками до половины одиннадцатого утра.
Шон Коннери, договариваясь о своем участии в "Охоте за "Красным Октябрем" (1990), настаивал на том, чтобы его гонорар во время съемок высчитывался согласно курсу доллара, падающему относительно фунта стерлингов. На стороне Коннери был самый пробивной из голливудских агентов - Майкл Овитц, так что продюсерам не пришлось долго сопротивляться.
Когда Вуди Аллен покидал милый его сердцу Манхэттен ради съемок картины "Сцены из супермаркета" (1990) - а они проводились на студии Disney, - он потребовал от продюсеров выполнения одного маленького условия. Тогдашняя жена Аллена Миа Фэрроу со всем своим цыганским табором детишек была не против совершить путешествие по "Диснейленду", а сопровождать их в качестве гида должен был не кто иной, как глава киностудии Джеффри Катценберг! А чего вы хотели от сумасброда, который во время съемок в постельных сценах не снимал носков - "на случай пожара"...
У полных, казалось бы, противоположностей в том, что касается внешности и манеры игры, - Роберта Редфорда и Сильвестра Сталлоне - в контрактах всегда имеется общий пункт: оператор может снимать их лица только с одной определенной стороны.
Эдди Мерфи перед съемками "Поездки в Америку" (1988) заключил феноменальный контракт, согласно которому продюсеры обязывались выплачивать 1500 долларов в неделю его личному тренеру, 4920 долларов - персональному шоферу, 650 - ассистенту и 1000 - брату Чарлзу, дублировавшему актера в нескольких сценах. И это помимо того, что вся свита Мерфи получала суточные, да и затраты на переезды целиком лежали на студии. Кроме того, Мерфи оговорил в контракте, что в любой момент, как только он почувствует тоску по дому, он может смотаться к себе в Нью-Джерси.
Джон Траволта также имеет обыкновение притаскивать с собой на площадку от 12 до 17 слуг: помощников, тренеров, охранников, массажистов, на оплату труда которых уходит до 3 миллионов из бюджета фильма. Рабочий день Траволты - не больше 10 часов (включая перерывы на ланч и т.п.), а сейчас он еще и бьется за четырехдневную рабочую неделю. И это при том, что получает по 20 миллионов за фильм!
Боссам студии MGM однажды взбрело в голову, что Кларк Гейбл производит впечатление слишком слабого и изнеженного человека, чтобы нравиться мужской части аудитории. По причине чего Гейблу было велено увлечься такими исконно мужскими забавами, как охота и рыбная ловля. Гейбл, который в действительности был самым что ни на есть мужчинским мужчиной и даже принимал участие во Второй мировой (был летчиком), воспринял это предложение с удовольствием.
Когда Шарон Стоун снимается, в условия ее контракта входит ежедневная оплата работы маникюрщицы - 1200 долларов. По 120 долларов на пальчик!
Соглашаясь на съемку в комедии "Эйс Вентура: Когда зовет природа" (1995), Джим Кэрри потребовал от Morgan Creek Films оплатить не только работу своего личного повара, но и еще одного кулинара - готовившего кормежку его любимой игуане. Однако после мучительных препирательств согласился взять часть оплаты ящериного повара на себя.
Студия MGM согласилась финансировать регулярные полеты друзей Лео Ди Каприо в Париж, когда тот снимался в "Человеке в железной маске" (1998). Всего закадычных друзей у Лео тогда было шестеро (хотя иногда их количество удваивалось), а уж попутешествовать-то они любили! (Кстати, билет первым классом из Лос-Анджелеса до Парижа стоит 9680 долларов.)
Режиссер Брайан Де Палма перед съемками провальных "Костров тщеславия" (1990) вынудил студию Warner Bros. отписать ему еще 250 000 долларов. Это должно было спасти Де Палму от соблазна переключиться на другой фильм, пока сценарий "Костров" приводят в божеский вид.
В наши дни за актерами на предмет употребления наркотиков следят не менее строго, чем за спортсменами на Олимпиадах. А вот Питер Лорре в 50-х подписал контракт с Warner, согласно которому студийные доктора не имели права проверять его на наркотическое опьянение. Говорят, пытался скрыть пристрастие к любимому "лекарству" - кокаину.
Рекордсменкой по части контрактных странностей можно назвать Клару Боу, секс-богиню кинематографа 20-х годов. Главным пунктом ее контракта со студией Paramount был обет безбрачия (боссы отчего-то опасались, что, выйдя замуж, актриса подурнеет). Боу, в свою очередь, добилась от студии обещания немедленно рассчитывать членов съемочной группы, которые в ее присутствии осмелятся выражаться "как извозчики".
Продюсеры также посулили Боу полмиллиона долларов, если она сумеет обуздать позывы к промискуитету во время работы на Paramount. Увы, заветное вознаграждение так и осталось нетронутым: мало того что через постель любвеобильной примы прошла дюжина актеров студии, так она еще "обслуживала" целую футбольную команду Университета Южной Каролины.
Страхуют все!
Контракты - это еще не самое странное, на что способны звезды. Иногда они заключают страховки. С формулировками, до которых нормальный человек бы попросту не додумался. Вот пятерка самых оригинальных.
Страхование на случай потери бровей
было заключено Оливером Ридом перед съемками в "Дьяволах" (1971), когда режиссер Кен Рассел попросил его сбрить брови. Того же требовал Энтони Куин, прежде чем обриться наголо для съемок в "Маге" (1968) по Джону Фаулзу.
Страхование от паралича
Перед тем как сыграть инвалида вьетнамской войны в "Рожденном 4 июля" (1989) Оливера Стоуна, Том Круз, стремясь "вжиться" в роль, пожелал подвергнуться медицинскому вмешательству, которое на 48 часов лишило бы его способности передвигаться. К сожалению, работники страховой компании, вызванные для подписания договора, посчитали желание Круза безумием и отказались страховать его.
Страхование от ожирения
Когда Роберта Де Ниро перед съемками в "Неприкасаемых" (1987) Брайана Де Палмы попросили поправиться на 2 стоуна (12 с половиной кг), актер решил застраховаться на случай, если после съемок не удастся согнать лишний вес. Однако студия, памятуя о том, с какой легкостью Де Ниро набрал, а потом сбросил 25 кг для работы в "Бешеном быке" Скорсезе, требование отклонило.
Страхование от преждевременного старения
Ее предусмотрел знаменитый Франкенштейн - Борис Карлофф, опасаясь, что тонны грима, который накладывали ему на лицо для съемок в коронной роли в картине Джеймса Уэйла, превратят его в старика раньше времени.
Страхование на случай голодной смерти рыб
Генри Фонда, большой любитель животных, но при этом крайне занятый актер, как-то застраховал своих драгоценных рыбок на тот случай, если из-за занятости на съемках забудет их покормить.
Не бойтесь студий, дары приносящих!
Справедливости ради отметим, что не всегда звезды и их работодатели так алчны и меркантильны, как вам могло показаться. Случаются и в Голливуде неожиданные проявления благородства и щедрости. К примеру, когда кассовые сборы от триллера "Фирма" (1993) перевалили за 100 миллионов, студия Paramount презентовала пяти актерам, снимавшимся в фильме - Тому Крузу, Джину Хэкману, Холли Хантер, Джинн Трипплхорн и Эду Харрису, - по "Мерседесу" стоимостью 100 000 долларов.