Фотоработы
Сайты и логотипы
Читательский архив
- В помощь фотохудожнику 1 2 3
- Юмор, ирония, лирика 1 2 3
- Литературный архив 1 2 3
- Книги
- Заметки о кино 1 2 3
- Ненавязчивый ликбез 1 2 3
- Это интересно 1 2 3
- Повестка дня 1 2 3
- Коллекция раритетов 1 2 3
Copyright © Сергей Мезенов
Постойте-ка, насторожится в этом месте внимательный читатель, будьте любезны,
проясните, кого именно вы имеете в виду: героиню Эллен Рипли или актрису Сигурни
Уивер? Скорее всего, и ту, и другую - просто потому, что они уже немыслимы
друг без друга. Если речь заходит о Сигурни Уивер, то практически любому зрителю
в первую очередь вспоминается двадцатилетняя фантастическая сага о борьбе лейтенанта
Рипли с ужасающими инопланетными созданиями, и лишь потом все остальное. И это
при том, что называть другие ее работы просто "всем остальным" - верх неуважения:
на счету Уивер масса фильмов у прекрасных режиссеров и множество номинаций на
различные призы. Можно сказать, что две составляющие ее кинокарьеры существуют
независимо друг от друга. У "Чужого", например, есть огромная масса почитателей,
которые боготворят Сигурни, но при этом совершенно не интересуются другими ее
работами. Кажется, такое положение дел ее абсолютно устраивает.
Однако не стоит все же отождествлять героиню с актрисой - они совершенно не
похожи. По признанию Сигурни, она ужасная трусиха. Ни одного из "Чужих" она
так и не сумела досмотреть до конца. На все просмотры с нею ходил муж, что,
по словам самой Сигурни, "было очень удобно: он всегда говорил мне, когда страшные
моменты кончались и можно было снова смотреть на экран". Она ужасно боится лифтов
и других закрытых пространств - что достаточно забавно в свете того, что в
фильме "Копия убийства" ей пришлось сыграть героиню, страдающую боязнью открытых
пространств. Подобных противоречий между Сигурни реальной и ее героинями можно
найти еще великое множество: начать хотя бы с того, что серьезная драматическая
актриса известна в первую очередь благодаря участию в четырехсерийном фантастическом
экшне, в котором она изначально и сниматься-то не хотела.
Сьюзан Александра Уивер родилась 8 октября 1949 года в весьма известной семье.
Ее отец, Пэт Уивер, был президентом телекомпании NBC, а ее матерью была Элизабет
Инглис, известная актриса, снимавшаяся в таких классических картинах, как "39
ступеней" Альфреда Хичкока. Отец, отличавшийся необычайной страстью к Древней
Греции, собирался назвать дочку Флавией. Имя Сигурни Сьюзан выбрала себе в возрасте
четырнадцати лет, встретив его в романе Ф. Скотта Фитцджеральда "Великий Гэтсби".
Ее роль вежливой и воспитанной девочки, приятной дочки богатых родителей, с
детства навевала на Сигурни смертную скуку, поэтому стоило ей поступить в Стэнфордский
университет, как она тут же взбунтовалась: принимала участие в антивьетнамских
постановках, носила костюм эльфа и жила со своим приятелем в доме на дереве.
"Тогда это казалось совершенно естественным, - вспоминает она, - я хочу сказать,
что мы вовсе не были самыми странными людьми в округе, наше поведение казалось
всем абсолютно нормальным".
Позже она поступила в Йельский университет на отделение драмы (на один курс
с Мэрил Стрип), и ее эксцентричность пришлась там совершенно не к месту: она
оказалась в аутсайдерах. Сама Сигурни так вспоминает об этом времени: "Они просто
не знали, что со мной делать. Я выглядела как актриса для главных ролей, но
вот вела себя совершенно по-другому". Как-то раз на экзамен она надела под кофту
блузку, на которой сама нарисовала мишень, а когда вышла отвечать, распахнула
кофту и скомандовала: "Пли!" Профессура сдержанно посмеялась и посоветовала
юной актрисе отправиться в комедианты. Мэрил Стрип закончила университет уже
звездой. Сигурни Уивер закончила его официанткой.
В университете Сигурни познакомилась с драматургом Кристофером Дэренгом. Еще
в Йеле они вместе сочиняли юмористические сценки и исполняли их на сцене студенческого
кабаре. Позже они вдвоем отправились покорять Нью-Йорк. Дэренг написал множество
экспериментальных пьес, и Сигурни играла в каждой из них. Вскоре благодаря своей
склонности к нестандартному и гротескному они приобрели весьма широкую известность
в альтернативных театральных кругах. Таким образом Сигурни стала своего рода
культовой фигурой небродвейского нью-йоркского театра.
О кино новоиспеченная звезда сцены отзывалась свысока и говорила, что пойдет
сниматься только в том случае, если ее пригласит Вуди Аллен. По иронии судьбы
так оно и вышло: первую свою кинороль Сигурни сыграла в фильме Аллена "Энни
Холл". Роль была просто крошечной, почти совершенно незаметной; гонорар за участие
в фильме составил 50 долларов. Когда начинающая киноактриса робко поинтересовалась
у Аллена, нет ли у него случайно еще каких-нибудь планов на ее счет, маэстро
рассеяно кивнул и сказал: "Да-да, я вам обязательно позвоню". Это было в 77-м
году. Недавно Сигурни призналась, что ждет этого звонка до сих пор.
Рипли-1
Сигурни не хотела сниматься в "Чужом": фантастика ее совершенно не прельщала.
Однако потом она узнала, что изначально сценарий предназначался Полу Ньюмену,
но потом по неизвестным причинам героя переделали в героиню. И тут ей подумалось,
что посоревноваться с самим Полом Ньюменом было бы весьма интересно. К тому
же директор по подбору актеров, видевший ее в одной из постановок, и слышать
не желал ни о ком другом в роли Эллен Рипли. Так и получилось, что ее первая
главная роль (хотя на самом-то деле ее первая главная роль была в фильме "Безумец",
о котором теперь помнят исключительно по причине ее в нем участия) была в фильме,
моментально ставшем не только хитом, но и классикой жанра.
"Чужой" дал Сигурни пропуск в высший актерский эшелон, однако воспользоваться
им ей было не так-то просто. Она моментально стала голливудской легендой, но
вовсе не благодаря своему таланту или яркой и выразительной внешности. Дело
в том, что Сигурни делит с Джиной Дэвис титул самой высокой актрисы Голливуда,
а это не очень-то способствует получению желаемых ролей. Вот что она сама говорит
об этом: "Моя теория такова: посмотрите, как выглядит среднестатистический кинопродюсер
- это лысенький толстенький коротышка. Ему нужна актриса, которая будет смотреть
на него снизу вверх; а когда происходит наоборот, он начинает паниковать". По
Голливуду все время ходят слухи о том, как очередной ее партнер по съемкам требовал
как-нибудь увеличить его рост, чтобы выглядеть в кадре наравне с Сигурни. Еще
говорят, что только Мел Гибсон, ее партнер по фильму "Год опасной жизни", отнесся
к их разнице в росте философски (что, однако, не помешало ему восемь лет спустя
ставить столь же высокую Рене Руссо в ямку на съемках "Смертельного оружия-3").
После феноменального успеха Чужого на Сигурни посыпались предложения сыграть
подобные роли в каких-нибудь фантастических страшилках. Но Сигурни не поддалась,
и потому следующий фильм с ее участием появился только два года спустя. Закрученный
детектив Питера Йейтса "Свидетель" не имел совершенно ничего общего с "Чужим"
- что и привлекло Сигурни в нем.
В течение семи лет, отделявших первого "Чужого" от второго, она старалась сниматься
в самых различных картинах. В результате она появилась в политическом триллере
"Год опасной жизни" и сразу в нескольких комедиях. Что никак не вязалось с образом
суровой воительницы Рипли. Забегая вперед, скажем, что она вообще обожает комедии,
считает, что Джим Кэрри - самый лучший актер на планете, и ужасно удивляется
тому, что ее так редко приглашают сниматься в комических ролях. За первую половину
восьмидесятых она снялась в самых разных комедиях: в мистической - "Охотники
за привидениями", в сатирико-эксцентрической - "Сделка века" и даже в одной
французской - "Одна женщина или две" вместе с Жераром Депардье. Был еще и триллер
"Улица полумесяца", но о нем писали, что "даже игра Сигурни Уивер не смогла
оживить этот фильм". Да и у самой Сигурни остались не лучшие воспоминания об
этом фильме. О режиссере Бобе Суэйме она отзывалась как о весьма нерешительном
человеке. "Я ничего не имею против него лично, но как можно с таким характером
работать режиссером? Было ясно, что следующий фильм нужно было делать с кем-то,
кто знает, чего именно он хочет добиться".
Рипли-2
И в этом вопросе Сигурни, можно сказать, повезло: уж кто-кто, а Джеймс Кэмерон,
создатель фильма "Чужие", был настоящим маньяком своего дела. Он точно знал,
чего хочет добиться, и был готов доводить всю команду до полного изнеможения,
пока все не станет так, как нужно.
"Наверное, мне вообще повезло с "Чужими". Для каждого фильма они находили какого-нибудь
относительно неопытного, но в то же время весьма сумасшедшего режиссера, и результат
каждый раз оказывался интересным". Работать с Кэмероном ей понравилось. "Слишком
многое было поставлено на карту. Мы понимали, что от работы каждого из нас зависит
невероятно много - особенно от меня". Однако они справились: многие до сих
пор называют "Чужих" лучшей картиной цикла, а Сигурни за этот фильм получила
номинацию на премию "Оскар".
Можно сказать, что только после этой номинации Сигурни Уивер была полностью
и безоговорочно принята в высшую голливудскую лигу. А следующие две работы лишь
укрепили ее репутацию. В 88-м Сигурни снялась сразу в двух фильмах: в экологической
драме "Гориллы в тумане" в роли исследовательницы Дайан Фосси и в сатирической
комедии "Деловая женщина" в роли алчной и способной ради карьеры на все бизнес-вуман.
В результате обе эти роли были выдвинуты и на "Золотой глобус", и на "Оскар".
Правда, ни одного из четырех призов Сигурни не досталось, но зато подобная последовательность
послужила своеобразной демонстрацией силы: сыграть в трех фильмах подряд так,
чтобы получить номинацию на "Оскар" за все три роли, под силу лишь действительно
талантливой и многоплановой актрисе.
Сигурни частенько говорила, что она - "поздний цветок". Кинозвездой она стала
только в тридцать лет, а семейную жизнь начала обустраивать и того позже. Когда-то
давно гадалка ей предсказала, что она выйдет замуж в тридцать пять. Сигурни
возмутилась. В результате она таки успела до назначенного срока: свадьба состоялась
за неделю до ее тридцатипятилетия. Ее избранником стал театральный режиссер
Джим Томпсон. Выбор был удачен: Сигурни и Джим вместе вот уже восемнадцать лет
(если считать со дня их знакомства). В 1989 у них родилась дочь Шарлотта, и
теперь, если Сигурни приходится уезжать на съемки (она так и не заставила себя
перебраться в Лос-Анджелес: "В Калифорнии такие ужасные землетрясения"), Джим
беспрекословно остается дома с дочерью.
Рипли мертва
Как вы можете понять, после 1989 года Сигурни Уивер на некоторое время пропала
из виду. Она успела сняться в продолжении "Охотников за привидениями", а потом
на два года затихла. Собственно, принимая во внимание рождение дочери, это никого
не удивило. Ну а потом, когда понадобилось вернуться, Сигурни решила вернуться
эффектно - сразу в третьем "Чужом".
Вот только эффект получился не совсем тот, на который можно было рассчитывать:
съемки фильма ознаменовались грандиозным скандалом между режиссером-дебютантом
Дэвидом Финчером и студией "20 век Фокс". Это сейчас Финчер считается чуть ли
не гением кинематографа, а тогда он был всего лишь клипмейкером, подавшимся
в кино, поэтому претендовать на финальный монтаж, да еще и не устраивающий студию,
с точки зрения кинокомпании было уже слишком. В результате Финчер ушел, хлопнув
дверью, и фильм монтировался без него. Неизвестно, конечно, изменилось бы что-либо,
останься он и заверши дело, однако "Чужой-3" считается самым плохим фильмом
из всей серии. Конечно, он не лишен удачных моментов, и по ним видно, что Финчер
изо всех сил старался спасти фильм; однако критики дружно заявили, что фильм
был обречен с самого начала руками собственных сценаристов.
Сигурни же изо всей этой мясорубки вышла с минимальными потерями - ну разве
что ей пришлось по требованию режиссера расстаться с волосами. "К Дэвиду Финчеру
я отношусь с искренним и глубоким уважением. Не его вина, что фильм получился
таким. Я думаю, что, если бы ему дали возможность сделать то, что он собирался
сделать, фильм выглядел бы совершенно иначе. Я верила в Дэвида с самого начала,
я знала, что он невероятно талантлив. Когда в 95 году мы снимали "Копию убийства",
а Дэвид собирался выпускать "Семь", я пришла к работникам студии и сказала:
"Надеюсь, вы не собираетесь ставить наш фильм против его?" Это было бы в высшей
степени неосмотрительно".
Несмотря на то, что Рипли в конце фильма погибла, а сам "ужой-3 был разгромлен
в пух и прах, это было самым настоящим возвращением Сигурни. Следом за "Чужим"
она снялась у Ридли Скотта в "1492: Покорение рая" (хотя фильм тоже провалился:
француз Жерар Депардье играл итальянца Христофора Колумба в фильме на английском
языке - один только этот факт еще долго давал повод для язвительных шуток критиков),
а потом сыграла жену президента в политической комедии Айвена Рейтмана "Дэйв".
Следом были роли в напряженном триллере Романа Полански "Смерть и дева", работа
в картинах "Джеффри" и "Копия убийства". А потом...
Рипли вернулась!
Конечно, этого следовало ожидать; но, с другой стороны, когда объявили о начале
съемок продолжения "Чужих", множество поклонников стало ломать головы: КАК?!!!
Ведь в конце третьей части Рипли покончила жизнь самоубийством! Подсказку киношникам
дал научный прогресс: клонирование - и никаких проблем. Итак, Рипли клонировали.
Чужие, в общем-то, тоже тут как тут, так что веселье продолжается.
Снимать четвертый фильм взялся Жан-Пьер Жене, известный французский экспериментатор,
прославившийся чернейшими "Деликатесами". Первой кандидатурой был Дэнни Бойл,
поставивший "На игле", однако его испугали 70 миллионов бюджета, а также история
с Финчером и компанией "Фокс", поэтому он предпочел не ввязываться.
Имя Жана-Пьера Жене заставило киноманов насторожиться: по его предыдущим работам
было видно, что Жене склонен к гротеску, а "Чужой" представлял собой весьма
благодатную почву для подобного подхода. Так оно и вышло: Жене сумел снять настоящий
фантастический экшн, порадовавший поклонников жанра, и в то же время развернулся
во всю мощь своих возможностей - декорации логова мамаши Чужих действительно
поражают воображение, да и сами отношения Рипли с монстрами весьма изрядно попахивают
абсурдом. Фанаты "Чужих" обожают составлять различные списки "самых-самых" аспектов
всех фильмов. "Воскрешение Чужого" лидирует в номинации "Самый динамичный эпизод".
Им признана сцена бегства от Чужих под водой - что, возможно, весьма радует
Сигурни, поскольку для того чтобы снять эту сцену, актеры мучились несколько
дней.
За роль в четвертом фильме Сигурни получила 11 миллионов долларов. И распорядилась она ими весьма интересно. Ее муж давным-давно мечтал о собственном театре, и вот благодаря четвертой серии Сигурни наконец-то сумела сделать ему такой роскошный подарок. Она попросту купила ему театр в Нью-Йорке.