Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Сигурни Уивер. Своя среди чужих.

Copyright © Сергей Мезенов

Постойте-ка, насторожится в этом месте внимательный читатель, будьте любезны, проясните, кого именно вы имеете в виду: героиню Эллен Рипли или актрису Сигурни Уивер? Скорее всего, и ту, и другую - просто потому, что они уже немыслимы друг без друга. Если речь заходит о Сигурни Уивер, то практически любому зрителю в первую очередь вспоминается двадцатилетняя фантастическая сага о борьбе лейтенанта Рипли с ужасающими инопланетными созданиями, и лишь потом все остальное. И это при том, что называть другие ее работы просто "всем остальным" - верх неуважения: на счету Уивер масса фильмов у прекрасных режиссеров и множество номинаций на различные призы. Можно сказать, что две составляющие ее кинокарьеры существуют независимо друг от друга. У "Чужого", например, есть огромная масса почитателей, которые боготворят Сигурни, но при этом совершенно не интересуются другими ее работами. Кажется, такое положение дел ее абсолютно устраивает.

Однако не стоит все же отождествлять героиню с актрисой - они совершенно не похожи. По признанию Сигурни, она ужасная трусиха. Ни одного из "Чужих" она так и не сумела досмотреть до конца. На все просмотры с нею ходил муж, что, по словам самой Сигурни, "было очень удобно: он всегда говорил мне, когда страшные моменты кончались и можно было снова смотреть на экран". Она ужасно боится лифтов и других закрытых пространств - что достаточно забавно в свете того, что в фильме "Копия убийства" ей пришлось сыграть героиню, страдающую боязнью открытых пространств. Подобных противоречий между Сигурни реальной и ее героинями можно найти еще великое множество: начать хотя бы с того, что серьезная драматическая актриса известна в первую очередь благодаря участию в четырехсерийном фантастическом экшне, в котором она изначально и сниматься-то не хотела.

Сьюзан Александра Уивер родилась 8 октября 1949 года в весьма известной семье. Ее отец, Пэт Уивер, был президентом телекомпании NBC, а ее матерью была Элизабет Инглис, известная актриса, снимавшаяся в таких классических картинах, как "39 ступеней" Альфреда Хичкока. Отец, отличавшийся необычайной страстью к Древней Греции, собирался назвать дочку Флавией. Имя Сигурни Сьюзан выбрала себе в возрасте четырнадцати лет, встретив его в романе Ф. Скотта Фитцджеральда "Великий Гэтсби". Ее роль вежливой и воспитанной девочки, приятной дочки богатых родителей, с детства навевала на Сигурни смертную скуку, поэтому стоило ей поступить в Стэнфордский университет, как она тут же взбунтовалась: принимала участие в антивьетнамских постановках, носила костюм эльфа и жила со своим приятелем в доме на дереве. "Тогда это казалось совершенно естественным, - вспоминает она, - я хочу сказать, что мы вовсе не были самыми странными людьми в округе, наше поведение казалось всем абсолютно нормальным".

Позже она поступила в Йельский университет на отделение драмы (на один курс с Мэрил Стрип), и ее эксцентричность пришлась там совершенно не к месту: она оказалась в аутсайдерах. Сама Сигурни так вспоминает об этом времени: "Они просто не знали, что со мной делать. Я выглядела как актриса для главных ролей, но вот вела себя совершенно по-другому". Как-то раз на экзамен она надела под кофту блузку, на которой сама нарисовала мишень, а когда вышла отвечать, распахнула кофту и скомандовала: "Пли!" Профессура сдержанно посмеялась и посоветовала юной актрисе отправиться в комедианты. Мэрил Стрип закончила университет уже звездой. Сигурни Уивер закончила его официанткой.

В университете Сигурни познакомилась с драматургом Кристофером Дэренгом. Еще в Йеле они вместе сочиняли юмористические сценки и исполняли их на сцене студенческого кабаре. Позже они вдвоем отправились покорять Нью-Йорк. Дэренг написал множество экспериментальных пьес, и Сигурни играла в каждой из них. Вскоре благодаря своей склонности к нестандартному и гротескному они приобрели весьма широкую известность в альтернативных театральных кругах. Таким образом Сигурни стала своего рода культовой фигурой небродвейского нью-йоркского театра.

О кино новоиспеченная звезда сцены отзывалась свысока и говорила, что пойдет сниматься только в том случае, если ее пригласит Вуди Аллен. По иронии судьбы так оно и вышло: первую свою кинороль Сигурни сыграла в фильме Аллена "Энни Холл". Роль была просто крошечной, почти совершенно незаметной; гонорар за участие в фильме составил 50 долларов. Когда начинающая киноактриса робко поинтересовалась у Аллена, нет ли у него случайно еще каких-нибудь планов на ее счет, маэстро рассеяно кивнул и сказал: "Да-да, я вам обязательно позвоню". Это было в 77-м году. Недавно Сигурни призналась, что ждет этого звонка до сих пор.

Рипли-1

Сигурни не хотела сниматься в "Чужом": фантастика ее совершенно не прельщала. Однако потом она узнала, что изначально сценарий предназначался Полу Ньюмену, но потом по неизвестным причинам героя переделали в героиню. И тут ей подумалось, что посоревноваться с самим Полом Ньюменом было бы весьма интересно. К тому же директор по подбору актеров, видевший ее в одной из постановок, и слышать не желал ни о ком другом в роли Эллен Рипли. Так и получилось, что ее первая главная роль (хотя на самом-то деле ее первая главная роль была в фильме "Безумец", о котором теперь помнят исключительно по причине ее в нем участия) была в фильме, моментально ставшем не только хитом, но и классикой жанра.

"Чужой" дал Сигурни пропуск в высший актерский эшелон, однако воспользоваться им ей было не так-то просто. Она моментально стала голливудской легендой, но вовсе не благодаря своему таланту или яркой и выразительной внешности. Дело в том, что Сигурни делит с Джиной Дэвис титул самой высокой актрисы Голливуда, а это не очень-то способствует получению желаемых ролей. Вот что она сама говорит об этом: "Моя теория такова: посмотрите, как выглядит среднестатистический кинопродюсер - это лысенький толстенький коротышка. Ему нужна актриса, которая будет смотреть на него снизу вверх; а когда происходит наоборот, он начинает паниковать". По Голливуду все время ходят слухи о том, как очередной ее партнер по съемкам требовал как-нибудь увеличить его рост, чтобы выглядеть в кадре наравне с Сигурни. Еще говорят, что только Мел Гибсон, ее партнер по фильму "Год опасной жизни", отнесся к их разнице в росте философски (что, однако, не помешало ему восемь лет спустя ставить столь же высокую Рене Руссо в ямку на съемках "Смертельного оружия-3").

После феноменального успеха Чужого на Сигурни посыпались предложения сыграть подобные роли в каких-нибудь фантастических страшилках. Но Сигурни не поддалась, и потому следующий фильм с ее участием появился только два года спустя. Закрученный детектив Питера Йейтса "Свидетель" не имел совершенно ничего общего с "Чужим" - что и привлекло Сигурни в нем.

В течение семи лет, отделявших первого "Чужого" от второго, она старалась сниматься в самых различных картинах. В результате она появилась в политическом триллере "Год опасной жизни" и сразу в нескольких комедиях. Что никак не вязалось с образом суровой воительницы Рипли. Забегая вперед, скажем, что она вообще обожает комедии, считает, что Джим Кэрри - самый лучший актер на планете, и ужасно удивляется тому, что ее так редко приглашают сниматься в комических ролях. За первую половину восьмидесятых она снялась в самых разных комедиях: в мистической - "Охотники за привидениями", в сатирико-эксцентрической - "Сделка века" и даже в одной французской - "Одна женщина или две" вместе с Жераром Депардье. Был еще и триллер "Улица полумесяца", но о нем писали, что "даже игра Сигурни Уивер не смогла оживить этот фильм". Да и у самой Сигурни остались не лучшие воспоминания об этом фильме. О режиссере Бобе Суэйме она отзывалась как о весьма нерешительном человеке. "Я ничего не имею против него лично, но как можно с таким характером работать режиссером? Было ясно, что следующий фильм нужно было делать с кем-то, кто знает, чего именно он хочет добиться".

Рипли-2

И в этом вопросе Сигурни, можно сказать, повезло: уж кто-кто, а Джеймс Кэмерон, создатель фильма "Чужие", был настоящим маньяком своего дела. Он точно знал, чего хочет добиться, и был готов доводить всю команду до полного изнеможения, пока все не станет так, как нужно.

"Наверное, мне вообще повезло с "Чужими". Для каждого фильма они находили какого-нибудь относительно неопытного, но в то же время весьма сумасшедшего режиссера, и результат каждый раз оказывался интересным". Работать с Кэмероном ей понравилось. "Слишком многое было поставлено на карту. Мы понимали, что от работы каждого из нас зависит невероятно много - особенно от меня". Однако они справились: многие до сих пор называют "Чужих" лучшей картиной цикла, а Сигурни за этот фильм получила номинацию на премию "Оскар".

Можно сказать, что только после этой номинации Сигурни Уивер была полностью и безоговорочно принята в высшую голливудскую лигу. А следующие две работы лишь укрепили ее репутацию. В 88-м Сигурни снялась сразу в двух фильмах: в экологической драме "Гориллы в тумане" в роли исследовательницы Дайан Фосси и в сатирической комедии "Деловая женщина" в роли алчной и способной ради карьеры на все бизнес-вуман. В результате обе эти роли были выдвинуты и на "Золотой глобус", и на "Оскар". Правда, ни одного из четырех призов Сигурни не досталось, но зато подобная последовательность послужила своеобразной демонстрацией силы: сыграть в трех фильмах подряд так, чтобы получить номинацию на "Оскар" за все три роли, под силу лишь действительно талантливой и многоплановой актрисе.

Сигурни частенько говорила, что она - "поздний цветок". Кинозвездой она стала только в тридцать лет, а семейную жизнь начала обустраивать и того позже. Когда-то давно гадалка ей предсказала, что она выйдет замуж в тридцать пять. Сигурни возмутилась. В результате она таки успела до назначенного срока: свадьба состоялась за неделю до ее тридцатипятилетия. Ее избранником стал театральный режиссер Джим Томпсон. Выбор был удачен: Сигурни и Джим вместе вот уже восемнадцать лет (если считать со дня их знакомства). В 1989 у них родилась дочь Шарлотта, и теперь, если Сигурни приходится уезжать на съемки (она так и не заставила себя перебраться в Лос-Анджелес: "В Калифорнии такие ужасные землетрясения"), Джим беспрекословно остается дома с дочерью.

Рипли мертва

Как вы можете понять, после 1989 года Сигурни Уивер на некоторое время пропала из виду. Она успела сняться в продолжении "Охотников за привидениями", а потом на два года затихла. Собственно, принимая во внимание рождение дочери, это никого не удивило. Ну а потом, когда понадобилось вернуться, Сигурни решила вернуться эффектно - сразу в третьем "Чужом".

Вот только эффект получился не совсем тот, на который можно было рассчитывать: съемки фильма ознаменовались грандиозным скандалом между режиссером-дебютантом Дэвидом Финчером и студией "20 век Фокс". Это сейчас Финчер считается чуть ли не гением кинематографа, а тогда он был всего лишь клипмейкером, подавшимся в кино, поэтому претендовать на финальный монтаж, да еще и не устраивающий студию, с точки зрения кинокомпании было уже слишком. В результате Финчер ушел, хлопнув дверью, и фильм монтировался без него. Неизвестно, конечно, изменилось бы что-либо, останься он и заверши дело, однако "Чужой-3" считается самым плохим фильмом из всей серии. Конечно, он не лишен удачных моментов, и по ним видно, что Финчер изо всех сил старался спасти фильм; однако критики дружно заявили, что фильм был обречен с самого начала руками собственных сценаристов.

Сигурни же изо всей этой мясорубки вышла с минимальными потерями - ну разве что ей пришлось по требованию режиссера расстаться с волосами. "К Дэвиду Финчеру я отношусь с искренним и глубоким уважением. Не его вина, что фильм получился таким. Я думаю, что, если бы ему дали возможность сделать то, что он собирался сделать, фильм выглядел бы совершенно иначе. Я верила в Дэвида с самого начала, я знала, что он невероятно талантлив. Когда в 95 году мы снимали "Копию убийства", а Дэвид собирался выпускать "Семь", я пришла к работникам студии и сказала: "Надеюсь, вы не собираетесь ставить наш фильм против его?" Это было бы в высшей степени неосмотрительно".

Несмотря на то, что Рипли в конце фильма погибла, а сам "ужой-3 был разгромлен в пух и прах, это было самым настоящим возвращением Сигурни. Следом за "Чужим" она снялась у Ридли Скотта в "1492: Покорение рая" (хотя фильм тоже провалился: француз Жерар Депардье играл итальянца Христофора Колумба в фильме на английском языке - один только этот факт еще долго давал повод для язвительных шуток критиков), а потом сыграла жену президента в политической комедии Айвена Рейтмана "Дэйв". Следом были роли в напряженном триллере Романа Полански "Смерть и дева", работа в картинах "Джеффри" и "Копия убийства". А потом...

Рипли вернулась!

Конечно, этого следовало ожидать; но, с другой стороны, когда объявили о начале съемок продолжения "Чужих", множество поклонников стало ломать головы: КАК?!!! Ведь в конце третьей части Рипли покончила жизнь самоубийством! Подсказку киношникам дал научный прогресс: клонирование - и никаких проблем. Итак, Рипли клонировали. Чужие, в общем-то, тоже тут как тут, так что веселье продолжается.

Снимать четвертый фильм взялся Жан-Пьер Жене, известный французский экспериментатор, прославившийся чернейшими "Деликатесами". Первой кандидатурой был Дэнни Бойл, поставивший "На игле", однако его испугали 70 миллионов бюджета, а также история с Финчером и компанией "Фокс", поэтому он предпочел не ввязываться.

Имя Жана-Пьера Жене заставило киноманов насторожиться: по его предыдущим работам было видно, что Жене склонен к гротеску, а "Чужой" представлял собой весьма благодатную почву для подобного подхода. Так оно и вышло: Жене сумел снять настоящий фантастический экшн, порадовавший поклонников жанра, и в то же время развернулся во всю мощь своих возможностей - декорации логова мамаши Чужих действительно поражают воображение, да и сами отношения Рипли с монстрами весьма изрядно попахивают абсурдом. Фанаты "Чужих" обожают составлять различные списки "самых-самых" аспектов всех фильмов. "Воскрешение Чужого" лидирует в номинации "Самый динамичный эпизод". Им признана сцена бегства от Чужих под водой - что, возможно, весьма радует Сигурни, поскольку для того чтобы снять эту сцену, актеры мучились несколько дней.

За роль в четвертом фильме Сигурни получила 11 миллионов долларов. И распорядилась она ими весьма интересно. Ее муж давным-давно мечтал о собственном театре, и вот благодаря четвертой серии Сигурни наконец-то сумела сделать ему такой роскошный подарок. Она попросту купила ему театр в Нью-Йорке.