Claire Silent Hall

«Ирония - непременная эстетическая составляющая творческого мышления» © Сальвадор Дали

Фотоработы

Сайты и логотипы

Читательский архив

Информация об авторе


Емаши в прошлом

Copyright © Novo-Belokatay.ru

У села Емаши история его появления связана, как и у многих других башкирских поселений, с переселенцами, прибывшими на эти земли из различных районов огромной России. В далеком уже восемнадцатом веке на белокатайские просторы пришел переселяемый царским повелением люд из пермских земель. И поселились они возле реки Ямаш, по ее имени стали называть и свое село. Видимо погода в Емашах, а также окружающие его леса и плодородная земля понравились пермякам, потому что после обустройства на этих землях крестьянина Ивана Черепанова и еще нескольких семей село стало быстро расти.

Переселенцы выкупили землю, на ней возвели добротные дома. Тогдашние звероловы и лесорубы основательно подходили ко всему, поэтому и село быстро богатело и разрасталось. Первые шестьдесят домов очень скоро оказались окруженными со всех сторон другими избами. Население росло за счет выходцев из Костромской и Вятской губерний.

Сельчане обосновались добротно: отстроили водяные мельницы, возвели православную церковь, работало двадцать торговых лавок. Занимались жители села пчеловодством, плели лапти, изготавливали дровни и сани. Многие из их потомков владеют ремеслом и сегодня, за считанные часы мастера могут сплести лапти, и их можно использовать не только как сувенир.

Очень скоро Емаши превратились в большой населенный пункт и стали центром волости. Многое из того, что появлялось в селе, было для района впервые – школа, земская больница, почтовая станция. Процветала торговля, регулярно проводились многолюдные ярмарки. На обширных рядах продавались гончарные изделия, ткани, изделия местных ремесленников. Каждую субботу в село приезжали жители соседних деревень торговать рыбой или ягодами. Знаменитый Емашинский базар просуществовал до 1969 года.

До революции село славилось на весь Белокатай зажиточными хозяйствами, многочисленными амбарами, заполненными до краев дарами земли башкирской, здесь не было мора или тяжелого голода. Дворы были окружены возделанной землей, даже пришлым людям находилось и место, и работа, все друг другу помогали. А потом пришла беда – Гражданская война. Много бед пришлось пережить Емашам: конфискация хлеба у кулаков и последовавшее за этим контрреволюционное восстание, его подавление, гибель многих сельчан. После Гражданской войны развитие села пошло другим путем, но это уже совсем другая история.